БОЕВЫЕ ФЛОТИЛИИ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

После окончания учебы команда подводной лодки вместе с судном приписывалась к боевой флотилии. Изначально базировавшиеся в Киле и Вильгельмсхафене, боевые флотилии были передислоцированы в Норвегию и Францию после того, как эти страны оказались завоеваны Германией в ходе кампаний 1940 года. Новые базы позволяли подводным лодкам быстрее выходить в основные районы боевого патрулирования. К концу войны действовало 16 фронтовых флотилий, проводивших операции даже в таких отдаленных районах, как Карибское море, Индийский океан и воды Ост-Индии.


1 флотилия "Веддиген"

Эмблема 1 флотилии

Планы перевооружения вынашивались и подготавливались Германией в обход Версальского договора еще во времена Веймарской республики - в 20-е годы. Это стало явным в 1935 году, через два года после прихода к власти Гитлера.

Первое соединение подлодок нацистской Германии, флотилия "Веддиген", было официально создано 27 сентября 1935 года и находилось под началом фрегаттен-капитана Карла Дёница, ставшего позднее командующим подводным флотом Германии, главнокомандующим ВМС, а после самоубийства Гитлера в 1945 году - последним фюрером рейха. Флотилию назвали в честь капитана-лейтенанта Отто Веддигена, который в сентябре 1914 года, командуя лодкой U-9, потопил британские крейсеры "Абукир", "Кресси" и "Хог".


В 1939 году флотилия, дислоцированная в Киле, была переименована в 1-ю флотилию подводных лодок. Первые лодки из ее состава были переброшены в Северное море накануне начала войны, где им удалось достигнуть некоторого успеха в действиях против конвоев в прибрежных водах Британии. Вместе с тем быстро стала понятна ограниченность лодок II серии на больших дистанциях, вследствие чего они стали заменяться на более крупные - VII серии.

После победы Вермахта в битве за Францию в 1940 году Кригсмарине получили доступ к французским портам на побережье Атлантики, что избавляло лодки от продолжительных и опасных вояжей вокруг Британских островов. В январе 1941 года во французских портах началось строительство мощных бетонных укрытий, а с июня 1941 года местом базирования 1-й флотилии сделался Брест в Бретани.

В организационном плане флотилия являлась основополагающим формированием Кригсмарине, однако лодки часто перебрасывались из одной флотилии в другую. Когда лодки 1-й флотилии отправлялись на задание, ими руководил FdU Запада из ставки в Париже, которую позднее перенесли в Анжер.


2 флотилия "Зальцведель"

Эмблема 2 флотилии

Созданная годом позднее 1-й флотилии, 2-я флотилия подлодок была сформирована в сентябре 1936 года, с базой в Киле на побережье Северного моря, но в течение недели была переведена в Вильгельмсхафен. В 1941 году флотилия была передислоцирована в Лорьян (Франция).

Флотилию назвали в честь аса-подводника Первой мировой войны обер-лейтенанта-цур-зее Рейнхольда Зальцведеля, который во время "Великой войны" командовал UB-10, UC-10, UC-11, UC-21, UC-71 и UB-81. За 22 плавания он потопил 111 кораблей общим тоннажем 172262 тонн и погиб 2 декабря 1917 года, когда UB-81 напоролась на мину в Ла-Манше. 1 февраля 1935 года Гитлер снял покровы тайны с нового подводного флота, а 16 марта отказался от соблюдения Версальского договора. Именно в то время официально возникли как Кригсмарине (военно-морские силы), так и Унтерзееботваффе (подводный флот). Тайком от прочих стран Германия приступила к строительству 12 новых подводных лодок еще в 1934 году, а в январе 1935 года их готовые узлы ожидали в Киле начала сборки, которая производилась уже открыто.

Англо-германское морское соглашение 1935 года позволило Кригсмарине легально строить флот, составлявший 35 процентов от тоннажа Королевских ВМС. Тоннаж субмарин составлял до 45 процентов и мог подняться до 100 процентов по соответствующему уведомлению. В рамках такого развертывания подводного флота и появилась флотилия "Зальцведель".

Флотилия "Зальцведель" предназначалась для более дальних операций, чем флотилия "Веддиген". В дополнение к двум крупным лодкам типа IА она вооружалась первыми образцами средних субмарин VII серии. U-33 и U-34 были отправлены в Средиземное море для поддержки испанских националистов. U-34 вошла в боевой контакт с республиканской субмариной С-3 и потопила ее.

Три года спустя Фриц-Юлиус Лемп на другой лодке из флотилии "Зальцведель" пустил ко дну следовавший в Монреаль лайнер "Атения", что ознаменовало собой начало подводной войны Германии против Британии. Нанося удары по торговым маршрутам в Америку, Индию, Африку и богатые нефтью страны Карибского бассейна, асы-подводники вроде Вернера Хартенштейна и Рейнхарда Хардегена сеяли смерть и разрушения на линиях судоходства союзников. Хотя 2-я флотилия подлодок развернула, наверное, самое разрушительное подводное наступление во Второй мировой войне, захват целыми именно ее двух лодок (U-110 и U-505) вместе с их шифровальными машинами "Энигма" очень помог союзникам в деле одоления подводного флота Германии.


3 флотилия "Лос"

Эмблема 3 флотилии

3-я флотилия подлодок была сформирована 4 октября 1937 года и просуществовала до декабря 1939 года, чтобы быть расформированной и затем вновь созданной в марте 1941 года как соединение подводных лодок для войны на расширяющемся поле битвы за Атлантику.

Флотилия первоначально называлась в честь прославленного командира-подводника "Великой войны" обер-лейтенанта-цур-зее Йоханеса Лоса, совершившего во время Первой мировой войны 15 плаваний и командовавшего UС-75 и UВ-57. Он потопил 76 кораблей общим тоннажем 151063 тонны, а также уничтожил британский 1219-тонный шлюп "Лаванда". Лос погиб 14 августа 1918 года, когда UB-57 наскочила на мину.

До начала войны восемь лодок типа IIB флотилии "Лос" использовались преимущественно для учебы: в действительности они находились в процессе передачи в распоряжение Учебной флотилии подлодок в Данциге, однако стали считаться боеготовыми в момент начала конфликта. Но как сами лодки, так и флотилия, в которую они входили, были слишком маленькими, чтобы в полной мере отвечать задачам, и в декабре 1939 года флотилию "Лос" расформировали.

В январе 1940 года флот немецких подлодок претерпел радикальную реструктуризацию. После этого насчитывалось всего три основные боевые флотилии: 1-я и 7-я с базой в Киле и 2-я - в Вильгельмсхафене. В 1940-1941 годах эти три флотилии были переброшены на новые базы во Франции, однако их становилось недостаточно для управления подводными силами, в результате чего в марте 1941 года 3-я флотилия вновь встала в строй как боевое соединение, а в сентябре 1941 года ее перевели в Ла-Паллис (Франция).

В апреле 1941 года, в связи с решением Кригсмарине дислоцировать лодки на новой базе, началось строительство бункеров, способных выдержать удары бомб вражеской авиации. Два первых крытых дока строители закончили в октябре 1941 года, и первой лодкой, которая прибыла туда после плавания в Атлантике, стала U-82 - она пришла на базу 19 ноября 1941 года. На протяжении следующих более чем двух с половиной лет через Ла-Паллис и соседнюю с ней базу Ла-Рошель прошло свыше 100 субмарин, входивших в состав 3-й флотилии. Они совершили 161 боевой поход.

В августе 1944 года последние подлодки оставили Ла-Паллис и Ла-Рошель и отправились в Норвегию, поскольку американские войска уже наступали из Нормандии в южном направлении. В октябре 1944 года флотилию расформировали.


5 флотилия "Эмсманн"

Эмблема 5 флотилии

5-я флотилия подлодок - флотилия "Эмсманн" - была сформирована 1 декабря 1938 года и поставлена под командование одного из опытных офицеров-подводников в Кригсмарине - капитан-лейтенанта Ганса-Рудольфа Рёзинга.

Флотилию нарекли так в честь аса-подводника Первой мировой войны обер-лейтенанта Ганса-Йоахима Эмсманна. Эмсманн командовал лодками UB-5, UB-10, UB-40 и UB-116. В 10 плаваниях он потопил 27 кораблей общим тоннажем 93690 тонн. Погиб 28 октября 1918 года, когда UB-116 нарвалась на мину при попытке проникнуть в акваторию базы Королевских ВМС в Скапа-Флоу, что успешно сделал 21 год спустя капитан-лейтенант Гюнтер Прин.

Появление флотилии "Эмсманн" являлось отражением процесса расширения материальной базы U-bootwaffe, который происходил на исходе 30-х годов в соответствии с Англо-германским морским соглашением 1935 года. Поскольку договор ограничивал тоннаж флота субмарин, 5-я флотилия насчитывала не более шести лодок, которые к тому же были представлены прибрежными субмаринами типа IIC с ограниченными возможностями.

Большинство этих лодок в момент начала войны были учебными, однако их тут же ввели в боевой состав, и они совершили немало плаваний в Северном море и вблизи британского побережья. Однако в конце 1939 года флотилия была расформирована, а большинство лодок из ее состава переданы в 1-ю флотилию. 5-я флотилия возродилась в 1941 году как учебная часть.


6 флотилия "Хундиус"

Эмблема 6 флотилии

6-я флотилия подлодок - флотилия "Хундиус" - была сформирована в Киле 1 октября 1938 года и в первый раз расформирована в декабре 1939 года. Первая флотилия лодок дальнего радиуса действия комплектовалась за счет новейших крейсерских подводных лодок IX серии, которые только начинали поступать на вооружение.

Новую флотилию нарекли в честь капитан-лейтенанта Пауля Хундиуса, который в Первую мировую войну командовал UB-16, UC-47 и UB-103. В 20 плаваниях он потопил 67 кораблей общим тоннажем 96809 тонн и погиб 16 сентября 1918 года, когда его подлодка была уничтожена глубинными бомбами.

В соответствии с предвоенными планами немецкий подводный флот должен был включать в себя сбалансированный набор подводных лодок, в том числе малые II серии, средние VII серии и крейсерские IX серии. Последние стали поступать на вооружение в 1938-1939 годах и приписывались к флотилии "Хундиус".

Имевшие водоизмещение около 1000 тонн, лодки типа IXА строились Кригсмарине в расчете на действия в операциях против двух главных вероятных противников - Британии и Франции. Подлодки типа IXА создавались для того, чтобы германские ВМС могли перекрывать линии коммуникаций в Средиземном море, вдоль Атлантического побережья и вплоть до вод южнее Западной Африки.

6-ю флотилию заново сформировали в июле 1941 года в Данциге. На протяжении первых месяцев существования воссозданного соединения команды проходили учебу на Балтике, но в феврале 1942 года флотилию как боевую часть перебросили в Сен-Назер во Франции. Поскольку флотилия предназначалась преимущественно для действий в Атлантике, комплектовалась она в основном за счет лодок типа VIIС.

Продвижение союзных армий после вторжения в Нормандию вело к неминуемому оставлению баз на побережье Атлантики. Уцелевшие лодки 6-й флотилии были переброшены в Норвегию в августе 1944 года, а само соединение - расформировано.


7 флотилия "Вегенер"

Эмблема 7 флотилии

Последняя из флотилий немецких подлодок, сформированная до войны, 7-я, возникла как флотилия "Вегенер" 25 июня 1938 года в Киле. После официального переименования в 7-ю флотилию соединение было переброшено в Сен-Назер осенью 1940 года - в начале 1941 года.

Флотилию нарекли в честь капитан-лейтенанта Бернда Вегенера, который во время Первой мировой войны командовал U-27. За 10 плаваний он потопил 29 кораблей, сделавшись знаменитым после своей гибели 19 августа 1915 года. U-27 пала жертвой корабля-приманки "Баролонг". Англичане убили десять уцелевших моряков с U-27 - это событие стало известно как "Баролонгский инцидент".

Первой лодкой флотилии, прибывшей в Сен-Назер, стала появившаяся там 29 сентября 1940 года U-46 под командованием будущего аса-подводника Энгельберта Эндрасса. Дислоцированные в Сен-Назере лодки 6-й и 7-й флотилий совершили с конца 1940 и по лето 1944 года 388 боевых плаваний.

Продвижение союзников после вторжения и прорыва с плацдарма в Нормандии вынудило многие лодки в августе-сентябре 1944 года передислоцироваться в Норвегию. 7-я флотилия была расформирована в августе 1944 года, однако многие военнослужащие береговых частей не смогли покинуть базу, и их задействовали в боевых частях на суше при обороне "крепости Сен-Назер", которая оставалась в руках немцев до конца войны.

Только одна лодка осталась в "крепости". Неполадки в двигателях не позволили U-255 отбыть в Норвегию, однако субмарину починили силами ремонтников из оставшейся на базе обслуги, и в апреле 1945 года U-255 отправилась на заключительное задание по постановке мин около Ле-Сабль-д^Олон под началом последнего командира флотилии, корветтен-капитана Адольфа-Корнелиуса Пининга. U-255 покинула Сен-Назер 8 мая 1945 года и пять суток спустя сдалась в море.


9 флотилия

Эмблема 9 флотилии

Первая боевая флотилия, сформированная после начала мирового конфликта, возникла осенью 1941 года. После окончания процесса организации соединения оно в начале 1942 года было переброшено в Брест, где ему предстояло сыграть свою роль в битве за Атлантику.

Брест служил одной из баз на территории Франции, где дислоцировались подлодки, и являлся "родным домом" для 1-й и 9-й флотилий. База была захвачена 5-й танковой дивизией в июне 1940 года, но планы ее использования для размещения подводных лодок пришлось отложить, так как при отступлении британцы привели в негодность большую часть инфраструктуры порта.

Немедленно начались срочные восстановительные работы, и уже через два месяца U-65 прибыла туда для ремонта. Однако ни для кого не мог оставаться тайной тот факт, что любые подлодки, дислоцированные в Бресте, будут уязвимыми перед воздушными налетами, и в январе 1941 года начался процесс сооружения мощных бетонных крытых доков, которые сделались неотъемлемой частью подобных баз.

Размах строительства не может не впечатлять. Каждый из пяти "сырых" крытых доков имел возможность принять до трех лодок. Были сооружены также десять "сухих" крытых доков, где представлялось возможным поставить по одной лодке для серьезного ремонта. Использование крытых доков субмаринами началось осенью 1941 года, хотя полностью объект был сдан летом 1942 года.

Брест стал третьей по значимости базой подлодок во Франции после Лорьяна и Сен-Назера. Вместе взятые, 1-я и 9-я флотилии совершили в период между 28 августа 1940 года и 4 сентября 1944 года 329 плаваний, но только редкие лодки потопили более трех кораблей, а подчас субмарина не возвращалась уже из первого боевого плавания.

Флотилия заплатила немалую цену за участие в битве за Атлантику: 54 из 84 ее лодок, принимавших участие в операциях, были уничтожены неприятелем - большинство из них вместе со всей командой.

Последней подлодкой, покинувшей Брест, стала U-256, возглавляемая командиром флотилии, корветтен-капитаном Генрихом Леманном-Вилленброком. Она ушла из порта 4 сентября 1944 года, достигнув 18 октября Бергена в Норвегии. Ввиду снижения активности Германии в подводной войне 1-я и 9-я флотилия подвергнулись расформированию. 21 сентября 1944 года Брест был взят американскими войсками.


10 флотилия

Эмблема 10 флотилии

10-я флотилия подлодок была сформирована в Лорьяне 15 января 1942 года. С самого основания соединение включало в свой состав лодки дальнего радиуса действия, обеспечивая поддержку и замену тем, которые несли службу во 2-й флотилии.

Флотилия вступила в строй, когда потребность в лодках дальнего радиуса действия стала более актуальной, - после того, как Япония напала на Тихоокеанский флот США в Пёрл-Харборе и Гитлер на стороне союзника по тройственному пакту объявил войну Америке.

Германия и Япония уже имели кое-какие взаимоотношения в области военно-морского дела, поэтому Гитлер проявлял большой интерес в отношении применения подлодок на азиатских морских просторах, причем как для подвоза стратегических материалов, так и для охоты на британские суда и суда Британского Содружества в далеких водах. Отчасти это стремление объяснялось убеждением в том, что появление новой угрозы вынудит союзников распылять силы эскортов.

Рейды в экзотические широты Юго-Восточной Азии являли собой лишь часть обязанностей 10-й флотилии - основные силы ее лодок действовали в Атлантическом океане, отправляясь в плавания к Гренландии, в Центральную Атлантику, Карибское море и к побережьям Южной Америки и Южной Африки. На балансе 10-й флотилии также числились и субмарины снабжения XIV серии, так называемые "дойные коровы". Они использовались для увеличения радиуса действия прочих подлодок за счет дозаправки, доснабжения и довооружения их в отдаленных и пустынных районах океана.

В августе 1944 года, когда войска союзников прорвались с плацдармов в Нормандии и, быстро продвигаясь, создали угрозу немецким базам вдоль Атлантического побережья Франции, 10-й флотилии пришлось оставить базу в Лорьяне. Большинство уцелевших лодок 10-й флотилии передислоцировались в Норвегию, хотя частично они были приписаны к 33-й флотилии и дислоцировались на Дальнем Востоке.

Командир флотилии корветтен-капитан Гюнтер Кунке оставил Лорьян 27 августа 1944 года на последней вышедшей лодке U-853 и 14 октября достиг Фленсбурга (Германия). В том же месяце флотилия была официально расформирована.


11 флотилия

Эмблема 11 флотилии

11-я флотилия была сформирована 15 мая 1942 года в Бергене (Норвегия), однако ее подводные лодки выходили на боевые задания и из других портов у Полярного круга. Главная задача флотилии состояла в том, чтобы не пропускать союзные караваны снабжения в СССР.

После немецкого вторжения в Россию в июне 1941 года западные союзники предпринимали серьезные усилия для того, чтобы снабжать СССР военными материалами. Всего за период с августа 1941 года по май 1945 года было отправлено 78 конвоев. Маршрут конвоев пролегал в обход занятой немцами Норвегии и вел к советским портам. Он отличался особой рискованностью из-за близости баз немецких ВВС, субмарин и надводного флота, а также по причине сложных погодных условий в тех широтах.

Хотя 11-я флотилия в Норвегии внесла скромную лепту в общий успех подводного флота, во взаимодействии с Люфтваффе ей удалось принудить союзников тратить ценные ресурсы судов сопровождения на прикрытие полярных конвоев. Подлодки задействовали и для проверки состояния льда, а также для оборудования метеостанций на отдаленных островах в Арктике.

Вскоре после союзного вторжения в Нормандию в 1944 году Германия лишилась портов во Франции, и единственным местом, из которого подлодки могли выходить в плавания в Атлантику в относительной безопасности, стала Норвегия. Большинство из уцелевших лодок с баз во Франции были переброшены на Север. Дислоцировавшиеся во французских портах флотилии были расформированы, а их материальная часть передана в состав норвежских флотилий подводных лодок. Из Норвегии субмарины продолжали выходить в плавания, чтобы действовать против конвоев как в Арктике, так и в Атлантике.

На последней стадии своего существования 11-я флотилия испробовала новые скоростные "электролодки" XXI и XXIII серий. Несколько лодок XXIII серии удалось подготовить к боевым действиям, а первая лодка XXI серии - U-2511 - входила в боевой состав 11-й флотилии. Соединение было расформировано в мае 1945 года, когда Германия капитулировала.


12 флотилия

Эмблема 12 флотилии

Подлодки дальнего радиуса действия первоначально приписывалась ко 2-й флотилии, однако, когда это соединение стало все больше втягиваться в главную битву за Атлантику, новые субмарины типов IXD1 и IXD2, а также грузовые лодки были переведены в 10-ю, а затем многие перераспределились в 12-ю флотилию.

12-я флотилия была сформирована 15 октября 1942 года в Бордо, где первоначально обосновалась флотилия итальянских подлодок, принимавших участие (хотя и не очень успешное) в битве за Атлантику.

Первой немецкой подлодкой, прибывшей в Бордо, стала U-178, вошедшая в порт 9 января 1943 года. Большая часть лодок дальнего радиуса действия из состава 10-й флотилии, действовавших в Южной Атлантике и в Индийском океане, была передана в 12-ю флотилию, которая также получила большие итальянские субмарины, оставшиеся на базе подводных лодок в Бордо на момент заключения Италией перемирия с союзниками.

На протяжении августа 1944 года большинство лодок, продолжавших действовать в европейских водах, передислоцировались из Бордо во Фленсбург. Последними двумя субмаринами, оставившими Бордо, стали U-534 и U-857, которые вышли в плавание 25 августа 1944 года.

В августе 1944 года флотилия была расформирована. Военнослужащие из состава соединения, оставшиеся в Бордо, во главе с фрегаттен-капитаном Клаусом Шольтцем попытались добраться до Германии по суше, но 11 сентября 1944 года были пленены войсками США.


13 флотилия

Эмблема 13 флотилии

Первые подлодки, которым которым выпала судьба действовать в норвежских водах, находились там, чтобы поддержать немецкое вторжение в эту страну в 1940 году. К 1942 году сделалось очевидным, что лодки, дислоцированные на базах в Норвегии, способны нападать как на суда в Атлантике, так и создавать серьезную угрозу для всех конвоев в Арктике.

13-я флотилия была сформирована в Тронхейме и введена в строй в июне 1943 года. Также лодки базировались дальше на севере - в Нарвике и Хаммерфесте. Таким образом, они выводились из зоны досягаемости большинства самолетов из Британии и одновременно оказывались ближе к маршрутам конвоев, следовавших из Исландии или Соединенного Королевства в СССР.

Хотя первостепенной задачей подлодок определялись поиск и атака северных конвоев, субмарины находили применение в посторонних миссиях иного характера. Лодки регулярно отправлялись на задания в помощь метеорологам, собирая информацию о состоянии льда и погодных условиях, что помогало определить, как далеко на север могут пролегать маршруты конвоев. Подлодки также поддерживали воздушную разведку Люфтваффе, снабжая горючим летающие лодки Bv-138.

В сентябре 1944 года флотилия претерпела реорганизацию из-за притока лодок, вынужденно оставивших французские базы. Соединение было расформировано в мае 1945 года, когда Германия капитулировала.


14 флотилия

Эмблема 14 флотилии

Сформированная на позднем этапе войны после оставления французских баз, 14-я флотилия дислоцировалась в Нарвике. Оперировавшая против конвоев в Арктике, флотилия никогда не насчитывала более 8 лодок.

Действуя в районах Крайнего Севера, 14-я флотилия совершила последние боевые походы против арктических конвоев. Лодки мало что могли предпринять против союзных эскортов, однако все восемь пережили войну. Эти лодки были переданы британцам в мае 1945 года и все, кроме U-995, были уничтожены в ходе операции "Дэдлайт". U-995 была передана Норвегии в октябре 1948 года, пришла в негодность в 1965 году и была возвращена Германии; ныне служит военным мемориалом и музейным экспонатом в Лабое, около Киля.




23 флотилия

Эмблема 23 флотилии

Германское военно-морское командование, разрабатывавшее планы в период между войнами, всегда считало Средиземное море потенциальной зоной боевого применения своих сил. Однако, когда в 1941 году Германии пришлось направить войска в эти районы, выяснилось, что там ее ждет совсем иная война.

Господство в воздухе могло обеспечить надежное прикрытие для Африканского корпуса - экспедиционных сил Германии в Африке, но полной гарантии успеха представлялось возможным добиться, только лишив британцев превосходства на море.

Учитывая то, что подводный флот обладал возможностями наносить удары по транспортам с пополнениями и конвоям с грузами, питавшими всем необходимым британские войска в Северной Африке, командование Кригсмарине решило отрядить небольшие силы в восточные районы Средиземного моря.

Для управления действиями лодок в Греции была создана новая флотилия - 23-я. Сформированное 11 сентября 1941 года соединение было слишком маленьким, чтобы стать эффективным, и в мае 1942 года его расформировали, а лодки были переведены в более крупную 29-ю флотилию. 23-я флотилия была воссоздана в 1943 году как учебная часть на Балтике.


29 флотилия

Эмблема 29 флотилии

29-я флотилия была сформирована в декабре 1941 года и предназначалась для операций в Средиземном море. Оперативное управление флотилией осуществлялось Средиземноморским командованием Кригсмарине.

В то время, как 23-я флотилия в Греции действовала против союзного судоходства на Востоке, 29-я флотилия с базой в Ла-Специи концентрировала усилия на патрулировании в центральных и западных районах Средиземного моря. Когда 23-я флотилия была расформирована, командование 29-й флотилии приняло руководство над действиями ее лодок.

Лодки также использовали порты на Саламине, в Пуле и в Южной Франции в качестве передовых баз. В августе 1943 года, когда союзники закрепились в Италии, штаб флотилии перенесли в Тулон (Франция).

29-ю флотилию расформировали в сентябре 1944 года, когда U-407 была потоплена 19 сентября 1944 года южнее острова Милос (Греция), а U-565 и U-596 были затоплены экипажами 24 сентября 1944 года близ острова Саламин (Греция).


30 флотилия

30-я флотилия была сформирована в октябре 1942 года. Районом ее боевого применения являлось Черное море, куда германское командование направило лодки типа IIB, чтобы предотвратить поступление подкреплений и снабжение советских войск на Северном Кавказе, где Вермахт развернул новое наступление летом 1942 года.

Вопрос доставки лодок в Черное море представлял собой довольно непростую проблему. Субмаринам II серии не хватало запаса хода, чтобы добраться туда, кроме того, им в любом случае не позволили бы пройти через Босфор.

Для переправки лодок в район боевого применения приходилось идти на то, чтобы разбирать их на отдельные части. Двигатели, кили, боевые рубки, узлы палубы, горизонтальные рули, аккумуляторы и винты были сняты, а корпуса отбуксированы на баржах по Эльбе к Дрездену, откуда их по шоссе везли на двух 70-тонных транспортерах к Ингольштадту. Водруженные на понтоны, остовы лодок вновь по воде путешествовали к Линцу, где их наконец собирали. После этого они своим ходом следовали по Дунаю к порту Констанца (Румыния).


33 флотилия

33-я флотилия была сформирована в сентябре 1944 года. Номинально имея в качестве базы Фленсбург, лодки флотилии фактически действовали также из Франции и появлялись на Дальнем Востоке.

Потеря или изоляция главных баз подлодок во Франции в 1944 году привела к переброске материальной части в Германию или Норвегию. Лодки дальнего радиуса действия, входившие в состав 12-й флотилии в Бордо, теперь стали действовать под эгидой 33-й флотилии, хотя часть ее лодок, находившихся на ремонте, оказалась на отрезанной от мира базе в Сен-Назере. Однако большое количество лодок дальнего радиуса действия в момент вторжения союзников в Европу находилось в плаваниях в самых разных районах - у побережья Южной Америки, вблизи Южной Африки, в Индийском океане и в Аравийском море, - либо дислоцировалось в удерживаемых японцами портах: Пенанге, Сингапуре, Джакарте и Кобе.

Подлодки по-прежнему осуществляли наступательные действия, выходя на боевое патрулирование из этих баз, но не менее важной стала теперь их функция как транспортных судов. Большие лодки типов IXD1, IXD2 и XB обладали способностью доставлять более 200 тонн стратегических материалов, получать которые иным путем не представлялось возможным. Большинство лодок, находившихся на Дальнем Востоке к моменту капитуляции Германии в 1945 году, были переданы Императорскому флоту Японии.