ДЕЙСТВИЯ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ

U-302 в походе

Помимо ведения полноценных боевых действий в Северной, Центральной и Южной Атлантике, Индийском океане, Северном, Норвежском, Карибском и Средиземном морях, немецкими подводными лодками проводились боевые операции на морских театрах военных действий Восточного фронта. Ввиду неинтенсивности судоходства и небольшого количества судов для выполнения боевых задач привлекались незначительные силы, поэтому в послевоенных исследованиях уделялось мало внимания действиям немецкого подводного флота на театрах военных действий в Баренцевом и Карском морях, в Балтийском море и в Черном море.


АРКТИКА

В начале войны с Советским Союзом немецкое командование не предполагало, что союзники начнут оказывать помощь советским войскам поставками грузов, поэтому для участия в боевых действиях в морях Арктики летом 1941 года имелось всего три подводные лодки: U-652, U-81 и U-451. Позже эти лодки были дополнены подводными лодками U-566, U-571, U-752, U-132 и U-576. В ноябре U-566 и U-451 пришлось передать в распоряжение командующего подводными лодками группы "Запад", взамен них в Нарвик прибыла U-584. Затем до конца года на театр военных действий в морях Арктики были переведены U-134 и U-454. Такими незначительными силами невозможно было сковать движение союзных конвоев, которые вскоре начали прибывать в северные порты Советского Союза. В 1941 году из состава конвоев от действий подводных лодок не было потеряно ни одного судна, однако им удалось потопить транспорт "Аргунь" (3487 брт), два тральщика водоизмещением 553 и 557 тонн, сторожевой корабль "Жемчуг" (550 тонн), посыльное судно (558 брт), рыболовный траулер (608 брт), а также повредить без восстановления плавбазу подводных лодок "Мария Ульянова" (3870 брт). Несмотря на то, что основные действия немецкого флота были направлены против союзных конвоев, в 1942 – 1945 годах немецкие подводные лодки также использовались и в районах восточнее Мурманска, где можно было встретить советские военные корабли и торговые суда.

Арктическая навигация 1941 года для транспортных судов была сравнительно мирной. Ее военный характер был связан, главным образом, с реализацией мобилизационных планов, к которым следует отнести мероприятия по защите острова Диксон, Новоземельских проливов и вооружению судов. Единственное обнаружение немецкой подводной лодки в Карском море было зафиксировано 4 октября у мыса Спорый Наволок во время следования гидрографического судна "Академик Шокальский" от мыса Желания в пролив Югорский Шар.

С открытием навигации по Северному морскому пути летом 1942 года немецкое командование спланировало операцию "Вундерланд" ("Страна чудес"). Основная задача операции заключалась в том, чтобы парализовать немецкими тяжелыми крейсерами советское судоходство в Карском море. Задача проведения ледовой разведки была возложена на две немецкие подводные лодки U-601 и U-251, а позднее к ним присоединилась U-255. Одна подводная лодка должна была производить разведку севернее Новой Земли до границы ледового района, а вторая должна была проводить операции в направлении островов Белый и Диксон. 16 августа тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" вышел из Нарвика, и в ходе боевого похода имел две встречи с подводными лодками: 18 августа севернее Новой Земли с U-601 для получения разведданных о ледовой обстановке и 20 августа с U-251 в Карском море для получения разведданных об интенсивности судоходства. После проведения практически безуспешного рейда с 20 по 26 августа и обстрела порта Диксон в ночь на 27 августа "Адмирал Шеер" вышел в район севернее Новой Земли для встречи с подводной лодкой U-255. Так как тяжелый крейсер соблюдал полное радиомолчание, планировалось передать с лодки радиограмму об успехах и предложениях относительно дальнейшего проведения операции во взаимодействии с подводными лодками U-601, U-251 и U-255, однако из-за очень плохой видимости встреча не состоялась. После выхода в эфир радиостанции тяжелого крейсера и обмена радиограммами был получен приказ прекратить операцию "Вундерланд", и "Адмирал Шеер" вернулся в Нарвик 30 августа. Во время проведения этой операции 24 августа северо-западнее Диксона U-601 потопила пароход "Куйбышев" (2332 брт) и буксир "Медвежонок" (50 брт), а 25 августа U-255 обстреляла радиостанцию в районе мыса Желания, однако эта инициатива командира лодки не нашла одобрения в Штабе руководства войной на море. Кроме парохода "Куйбышев" и буксира "Медвежонок", в 1942 году в Баренцевом и Карском морях во время навигации были потоплены следующие транспортные суда и боевые корабли:
01 августа в Баренцевом море к западу от острова Междушарский (Новая Земля) подводная лодка U-601 торпедировала и потопила транспорт "Крестьянин" (2513 брт);
17 августа в районе острова Матвеева подводная лодка U-209 потопила артиллерийским огнем буксир "Комсомолец" (220 брт) с баржей П-4 (500 брт) и лихтером Ш-500 (500 брт), а также буксир "Комилес" (136 брт).

В 1942 году немецкие подводные лодки впервые поставили минные заграждения в проливах между Баренцевым и Карским морями. 16 мин были выставлены 28 августа подводной лодкой U-589 у западного входа в пролив Маточкин Шар; на этом заграждении 11 октября подорвался и затонул сторожевой корабль СКР-23 "Муссон" (417 тонн). 24 мины были выставлены 13 октября подводной лодкой U-592 на западных подходах к проливу Югорский Шар; на этом заграждении 14 октября подорвался и затонул транспорт "Щорс" (3770 брт).

С началом навигации 1943 года немецкие подводные лодки резко активизировали свои боевые действия в Арктике, стремясь во что бы то ни стало нарушить судоходство по Северному морскому пути. Зона действий немецких подводных лодок была расширена до пролива Вилькицкого, соединяющего Карское море и море Лаптевых. В течение всей навигации в Карском море находилось 6-8 лодок одновременно. Вначале они применяли метод крейсерства в обширных районах для разведки и выявления транспортных коммуникаций, затем стали действовать группами против транспортных судов на подходах к базам и проливам между островом Диксон и проливом Вилькицкого, а также между островом Диксон и Новоземельскими проливами. В 1943 году немецкими подводными лодками были потоплены следующие транспортные суда и боевые корабли:
27 июля к востоку от мыса Спорый Наволок подводная лодка U-255 потопила артиллерийским огнем гидрографическое судно "Академик Шокальский" (411 брт);
30 июля в районе Белушьей Губы подводной лодкой U-703 торпедирован и потоплен тральщик ТЩ-65 (559 тонн);
28 августа в Карском море юго-восточнее островов Мона торпедами подводной лодки U-302 потоплен транспорт "Диксон" (2920 брт);
30 сентября в Карском море к западу от острова Русский торпедами подводной лодки U-960 потоплен транспорт "Архангельск" (2480 тонн);
01 октября в Карском море в районе островов Известия ЦИК подводной лодкой U-703 торпедирован и потоплен транспорт "Сергей Киров" (4146 брт);
01 октября в Карском море в районе островов Известия ЦИК торпедами подводной лодки U-960 потоплен тральщик ТЩ-42 (611 тонн).

В 1943 году немецкое командование гораздо больше внимания уделило минной войне. Постановки минных заграждений осуществлялись в узловых пунктах коммуникаций: Новоземельских проливах, Енисейском заливе, Обской губе, у портов Амдерма и Диксон. В Баренцевом и Карском морях было выставлено шестнадцать минных заграждений; всего в общей сложности 344 мины. Из этих шестнадцати заграждений достоверно известно о местах постановки 272 мин в составе тринадцати заграждений:
20 июля у западного входа в пролив Югорский Шар подводная лодка U-625 установила 24 мины; 25 июля на этом минном заграждении подорвался и затонул тральщик ТЩ-58 (557 тонн);
21 июля на подходах к Белушьей Губе подводная лодка U-601 установила 24 мины;
31 июля в Печорском море подводная лодка U-212 установила 16 мин;
01 августа в Печорском море подводная лодка U-639 установила 16 мин;
03 августа в Печорском море подводная лодка U-636 установила 16 мин;
10 августа у мыса Русский Заворот подводная лодка U-629 установила 24 мины;
12 августа у восточного входа в пролив Югорский Шар подводная лодка U-625 установила 24 мины; 25 августа на двух минах этого минного заграждения подорвалось и затонуло спасательное судно "Шквал" (572 брт);
21 августа в Обской губе подводная лодка U-639 установила 24 мины;
23 августа в Енисейском заливе подводная лодка U-636 установила 24 мины; 06 сентября на этом минном заграждении подорвался и затонул транспорт "Тбилиси" (7169 брт);
28 августа у западного входа в пролив Маточкин Шар подводная лодка U-960 установила 16 мин;
05 сентября в районе Амдермы подводная лодка U-629 установила 16 мин;
23 сентября на подходах к острову Диксон подводная лодка U-601 установила 24 мины;
14 ноября западнее пролива Югорский Шар подводная лодка U-636 установила 24 мины.
Во время возвращения с постановки минного заграждения в устье Оби, которое проводилось 21 августа, на базу не вернулась U-639 – она была потоплена 28 августа в районе мыса Желания советской подводной лодкой С-101.

С началом навигации 1944 года возобновились действия немецких подводных лодок в Карском море, где действовала группа "Грайф" из шести лодок: U-278, U-362, U-365, U-711, U-739 и U-957. В 1944 году этими подводными лодками были потоплены следующие транспортные суда и боевые корабли:
12 августа западнее острова Белый торпедами подводной лодки U-365 потоплены транспорт "Марина Раскова" (7540 брт), тральщики Т-118 и Т-114 каждый водоизмещением 625 тонн;
26 августа у острова Белуха подводная лодка U-957 потопила артиллерийским огнем гидрографическое судно "Норд" (411 брт);
23 сентября в районе шхер Минина торпедой подводной лодки U-957 потоплен сторожевой корабль СКР-29 "Бриллиант" (550 тонн);
24 сентября при следовании к острову Диксон от места потопления СКР-29 "Бриллиант" двумя торпедами подводной лодкой U-739 потоплен тральщик Т-120 (625 тонн).

В 1944 году в Баренцевом и Карском морях было выставлено шесть минных заграждений; всего в общей сложности 72 мины. Из этих шести заграждений достоверно известно о местах постановки 60 мин в составе пяти заграждений:
01 сентября в Печорском море подводная лодка U-425 установила 12 мин;
02 сентября в районе острова Колгуев подводная лодка U-992 установила 12 мин;
03 сентября на подходах к Белушьей Губе подводная лодка U-956 установила 12 мин;
04 сентября на подходах к проливу Югорский Шар подводная лодка U-995 установила 12 мин;
05 сентября в Печорском море подводная лодка U-636 установила 12 мин.

Советская противолодочная оборона, которая усилилась кораблями, полученными по ленд-лизу, 05 сентября 1944 года достигла успеха: в районе острова Краковка тральщик Т-116 типа АМ обнаружил и после нескольких часов преследования потопил глубинными бомбами подводную лодку U-362.

В 1945 году немецким подводным лодкам больше не ставилась задача действовать на советских коммуникациях, проходящих к востоку от Мурманска. Все усилия подводных лодок были направлены против ценных судов союзных конвоев.

Следует отметить, что немецкие подводные лодки не строились в расчете на возможное их использование в северных морях, и что эти подводные лодки до 1942 года не имели опыта плавания в сложных ледовых условиях. Кроме того, лодки, действовавшие в северных районах, докладывали о многочисленных неисправностях торпед, что было вызвано низкими температурами в районах боевых действий.


БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ

Первоначальные планы немецкого командования предусматривали использование шести немецких подводных лодок типа IID в центральной части Балтийского моря, между Аландскими островами и входом в Финский залив. Фактически же с 22 июня 1941 года в Балтийском море действовало пять немецких лодок, которые, однако, нашли немного целей. Уже 23 июня лодка U-144, действуя перед Вентспилсом, торпедировала советскую подводную лодку М-78 (206 тонн), 27 июня U-149 перед входом в Финский залив потопила советскую лодку М-99 (206 тонн), а 21 июля U-140 к западу от Хиума потопила советскую подводную лодку М-94 (206 тонн). Однако немецкий подводный флот также понес потери: 10 августа к западу от Дагё U-144 была потоплена советской подводной лодкой Щ-307. В итоге немецкое командование пришло к заключению, что использование подводных лодок ввиду малочисленности целей не оправдывает себя и в конце августа 1941 года отозвало их. Действия немецких подводных лодок на Балтике были прекращены и возобновились только через три года в июне 1944 года.

26 июня 1944 года в Таллин прибыли первые три лодки типа VIIC: U-481, U-748 и U-1193, а в июле к ним присоединились еще семь лодок типа VIIC: U-679, U-475, U-479, U-370, U-242, U-250 и U-348. 28 июня в Котку прибыл Особый штаб подводных лодок, чтобы взять на себя руководство действиями немецких подводных лодок в Финском заливе.

Первоначально подводные лодки в июле получили следующие задания:
а) предотвращение внезапной высадки советских десантов на островах западнее Выборгского залива путем создания двух наблюдательных позиций: "Тринидад" (напротив пролива Бьеркезунд) и "Бенгалия" (восточнее острова Гогланд);
б) нападение на советские корабли в проливе Бьеркезунд;
в) охранение заграждения "Зееигель" после того, как в июле 1944 года охранение надводными кораблями стало невозможным в связи с усилением действий советской авиации.

Каждая подводная лодка должна была находиться на позициях "Тринидад" и "Бенгалия" по меньшей мере 24 часа, а две лодки несколько дней находились в Нарвском заливе. В шхерах на финском побережье были созданы многочисленные места для стоянок. В связи со сложностью плавания в Балтийском море с его небольшими глубинами и господством советской авиации в воздухе подводные лодки были очень скованными в своих действиях, а командиры сожалели об отсутствии "шноркеля", так как зарядка батарей в светлые ночи была связана с большим риском. Торпедами были поражены лишь незначительные цели, а артиллерию приходилось использовать очень редко из-за действий советской авиации. Уже через месяц, 30 июля, немцы перестали вести наблюдение с позиции "Тринидад", вместо этого они усилили активность в Нарвском заливе.

Летом 1944 года немецкими подводными лодками были потоплены и повреждены следующие транспортные суда и боевые корабли:
28 июля восточнее острова Нерва U-475 торпедировала малый охотник МО-107 (56 тонн); взрывом у корабля была оторвана носовая часть, но он сохранил плавучесть и смог задним ходом прибыть на базу;
30 июля севернее Пюхайойе U-481 потопила торпедами с акустической системой наведения два катера-тральщика: КТЩ-804 и КТЩ-807, и повредила КТЩ-806 (каждый водоизмещением 26 тонн);
30 июля в районе северного входа в пролив Бьеркезунд U-250 потопила малый охотник МО-105 (56 тонн), однако вечером того же дня она сама была потоплена малым охотником МО-103; шестеро спасшихся немецких подводников были взяты в плен;
31 июля южнее пролива Бьеркезунд U-370 потопила малый охотник МО-101 (56 тонн);
25 августа в районе Шепелевского маяка U-242 потопила килектор ККО-2 (600 брт) и баржу ВРД-96 "Дельфин" (500 тонн);
26 августа около острова Нерва U-745 потопила тральщик ТЩ-45 (140 тонн).

Так как немецкое командование полагало, что советские военные моряки смогут поднять затонувшую подводную лодку U-250, то 5-й флотилии торпедных катеров было поручено в ночь с 31 августа на 01 сентября 1944 года сбросить на нее 30 глубинных бомб и поставить в этом районе 12 неконтактных мин типа TMB. При возвращении с задания немецкий торпедный катер S-80 подорвался на мине и затонул.

В течение лета 1944 года военное и политическое положение Финляндии сильно ухудшилось, а ограниченная помощь Германии не могла улучшить его. 4 сентября маршал Маннергейм заключил перемирие с Советским Союзом, согласно которому немцы должны были до 15 сентября уйти с занимаемой ими финской территории. Благодаря искусным переговорам немецкого генерала Эрфурта и разумному отношению маршала Маннергейма удалось без крупных инцидентов вывезти немецкие войска из портов на юге Финляндии, однако 14 сентября последние немецкие корабли при оставлении Котки установили у входа в порт мины, выразив к финнам свое враждебное отношение. В этот же день 14 сентября немецкие войска провели неудачную операцию по захвату занятого финнами острова Гогланд, в результате чего немецко-финские отношения ухудшились и между Германией и Финляндией фактически начались боевые действия. После того как в конце сентября в средней и северной Финляндии развернулись ожесточенные бои между сухопутными силами немцев и финнов, немецкие подводные лодки стали совершать нападения на финские транспорты снабжения и каботажные суда. Так, 15 октября U-481 около Осмуссара артиллерийским огнем потопила три небольших финских парусных судна общим водоизмещением 165 брт; 24 октября U-958 около Осмуссара торпедировала буксируемое из-за неисправности руля парусное судно "Линнеа" (40 брт) и повредила артиллерийским огнем парусное судно "Пиккие" (40 брт); 28 октября в районе Порккала финский пароход "Ригель" (1495 брт) подорвался на мине, поставленной подводной лодкой U-242.

Успехи немецких подводных лодок против советских транспортных судов и боевых кораблей также были незначительными. Осенью 1944 года немецкими подводными лодками были потоплены следующие транспортные суда и боевые корабли:
17 октября U-1165 в Финском заливе потопила малый охотник СК-512 (53 тонны);
29 октября U-958 севернее Осмуссара торпедировала десантное судно СБ-2 (720 тонн);
18 ноября U-679 северо-западнее Палдиски потопила малый охотник СК-62 (39 тонн);
19 ноября U-481 около Осмуссара торпедировала баржу КБФ № 112600 (1000 брт);
28 ноября U-481 в районе Палдиски потопила тральщик Т-387 (108 тонн).
В конце осени 1944 года не избежал потерь и немецкий флот – после 27 ноября северо-западнее Осмуссара подорвалась на советском минном поле U-479.

В 1945 году немецкие подводные лодки продолжали попытки нарушить неинтенсивные советские морские перевозки, осуществляемые в прибрежных районах, и проводили разведывательные действия. Последним успехом немецких подводных лодок в Балтийском море явилось потопление подводной лодкой U-745 11 января севернее острова Аэгна советского тральщика Т-76 "Коралл" (600 тонн). Однако за этот успех немецкому флоту пришлось заплатить слишком дорогую цену: U-679 подорвалась на советском минном поле около 9 января, U-763 была затоплена 29 января после повреждения советскими бомбардировщиками в Кёнигсберге 24 января, U-745 подорвалась на финском минном поле 31 января, U-676 подорвалась на финском минном поле после 12 февраля. На этом действия немецких подводных лодок в Балтийском море завершились.


ЧЕРНОЕ МОРЕ

Боевая деятельность немецких подводных лодок на Черном море началась в конце 1942 года, когда летом этого года автомобильным транспортом по дорогам и с помощью барж по Дунаю были переброшены на Черное море и к осени вступили в строй три первые немецкие подводные лодки U-9, U-19 и U-24, вошедшие в состав сформированной в Констанце (Румыния) 30-й флотилии подводных лодок.

Прежде всего они должны были нарушать движение советских судов вдоль побережья Северного Кавказа, между Туапсе и Батуми, вне пределов досягаемости немецких торпедных катеров. В 1942 году было совершено всего четыре боевых похода продолжительностью 78 дней, в ходе которых потоплений и повреждений советских судов отмечено не было.

Весной 1943 года этим же путем на Черное море были переброшены еще три немецкие подводные лодки: U-18, U-20 и U-23, которые к лету вступили в строй и также вошли в состав 30-й флотилии подводных лодок. В 1943 году шестью подлодками было совершено тридцать боевых походов общей продолжительностью 792 дня. Во время этих походов подводными лодками были потоплены и повреждены следующие транспортные суда и боевые корабли:
31 марта в районе Поти U-24 повредила торпедой танкер "Кремль" (7661 брт);
15 июня западнее Сухуми U-24 торпедировала тральщик БТЩ-411 "Защитник" (441 тонна);
30 июля в гавани Сухуми U-24 торпедировала и окончательно разрушила поврежденный ранее и находящийся на приколе танкер "Эмба" (7886 брт);
22 августа западнее Гагры U-24 потопила огнем зенитного орудия два десантных бота ДБ-36 и ДБ-37 водоизмещением 16 тонн каждый;
24 августа южнее Сухуми U-23 потопила огнем зенитного орудия гидрографическое судно "Шквал" (35 брт);
29 августа южнее Сухуми U-18 торпедировала тральщик "Джалита" (400 тонн);
30 августа западнее Очамчиры U-18 нанесла повреждения огнем зенитного орудия малому охотнику СКА-0132 (56 тонн);
15 октября южнее Сухуми U-23 нанесла повреждения торпедой тральщику ТЩ-486 (1005 брт);
23 октября в районе Анаклии U-23 торпедировала шаланду "Танаис" (372 брт);
31 октября южнее Гагры U-24 торпедировала малый охотник СКА-088 (56 тонн);
18 ноября в районе Лазаревского U-18 повредила танкер "Иосиф Сталин" (7745 брт);
29 ноября в районе Гагры U-20 повредила танкер "Передовик" (1846 брт).

В 1944 году немецкие подводные лодки также действовали вдоль побережья Северного Кавказа; ими были потоплены и повреждены следующие транспортные суда и боевые корабли:
16 января юго-западнее Анаклии U-20 повредила без восстановления танкер "Вайян Кутюрье" (7602 брт);
05 апреля северо-западнее Поти U-23 повредила огнем зенитного орудия малый охотник СКА-099 (56 тонн);
11 мая юго-западнее Туапсе U-9 повредила торпедой сторожевой корабль "Шторм" (412 тонн);
12 мая юго-западнее Поти U-24 торпедировала малый охотник СКА-0736 (44 тонны);
29 мая южнее Сухуми U-23 торпедировала буксир "Смелый" (71 брт);
19 июня в районе Трабзона (Турция) U-20 торпедировала пассажирское судно "Пестель" (1850 брт);
24 июня в районе Гагры U-20 потопила огнем зенитного орудия десантный бот ДБ-26 (9 тонн);
27 июня северо-западнее Туапсе U-19 потопила баржу № 75 (1000 брт).

Ближе к осени 1944 года по мере наступления Советской Армии районы действий немецких подводных лодок стали смещаться на запад Черного моря: в августе и сентябре они действовали восточнее устья Дуная, однако им удалось потопить и повредить немного целей:
01 сентября в гавани Констанцы (Румыния) U-23 повредила без восстановления румынский транспорт "Оитуз" (2686 брт);
02 сентября юго-восточнее Констанцы (Румыния) U-19 торпедировала тральщик БТЩ-410 "Взрыв" (441 тонна).

В 1943 – 1944 году немецкие подводные лодки поставили в Черном море несколько минных заграждений; в районе Поти 7 апреля 1944 года на минном поле, выставленном 27 февраля подводной лодкой U-20, подорвалась баржа "Рион" (187 брт).

Хотя немецкие подводные лодки подвергались атакам с применением глубинных бомб, и большинство советских торговых судов имело при себе достаточно сильное охранение, советская противолодочная оборона считалась не слишком опасной, особенно после того, как единственный оснащенный гидролокатором "Асдик" тральщик "Джалита" был потоплен 29 августа 1943 года подводной лодкой U-18. Неприятными для немецких подводных лодок оказывались действия советских летчиков днем, а также применение прожекторов и огонь береговой артиллерии ночью, что мешало атаковать конвои, проходившие на небольшом удалении от берега.

Действия немецких подводных лодок на этом театре военных действий завершились осенью 1944 года, когда в порту Констанца (Румыния) U-9 была потоплена во время налета советских бомбардировщиков 20 августа, U-18 и U-24 были затоплены экипажами 25 августа после повреждения советскими бомбардировщиками во время того же налета, а три последние лодки U-19, U-20 и U-23 были затоплены экипажами у побережья Турции 10 и 11 сентября 1944 года.