ТАКТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Атака U-117 типа XB при доснабжении U-66 типа IXC

Боевое применение немецких подводных лодок имело свои особенности при их использовании в тактических целях. В связи с тем, что подводные лодки действовали в основном против надводных кораблей и могли нести небольшой боезапас торпедного, минного и артиллерийского вооружения, их применение в тактических целях было весьма ограниченным, в основном для обеспечения боевых действий военно-морских, военно-воздушных и сухопутных сил. Главной целью при этом было противодействие военно-морским силам союзников в проведении наступательных операций с моря и постоянное сковывание военно-воздушных сил и сил противолодочной обороны. Кроме того, некоторые подводные лодки выполняли боевые задачи по высадке разведчиков и диверсантов на побережье Северной Африки и Северной Америки.





1940 год - Операция "Weserubung" ("Учения на Везере")

В Норвегии весной 1940 года намечалось высадить десанты в Нарвике, Тронхейме, Бергене, Эгерсанне, Кристиансанне и Осло. В первые четыре пункта высадки войска перебрасывались исключительно боевыми кораблями, в Кристиансанн и в Осло — боевыми кораблями и транспортами. Кроме того, предусматривалась высадка воздушных десантов в Ставангере, Кристиансанне и в Осло.

Главная задача подводных сил в Норвегии состояла в том, чтобы во время операции прикрыть с моря собственные силы, когда они подойдут к пунктам высадки. Дальнейшая задача подводных лодок состояла в действиях против английских десантов. В этом случае можно было использовать подводные лодки для удара по тылам противника, а также для того, чтобы отрезать его от баз, когда станет известно, где противник предполагает высадить десант. Эти же группы подводных лодок можно будет использовать и для решения третьей задачи — нападения на военно-морские силы противника, если они попытаются прервать морские коммуникации между Норвегией и Германией.

Опасаясь высадки английского десанта, штаб руководства войной на море 11 марта издал приказ немедленно приступить к развертыванию подводных сил, предназначенных для действий в районах Нарвика и Тронхейма. 14 марта на основании дешифрованных радиограмм противника было установлено наличие необычайно большого числа английских подводных лодок в Северном море. В районах Скагеррака, западнее Ютландии и в районе Терсхеллинга было запеленговано 14 английских подводных лодок. Так как операция должна была начаться не раньше 20 марта, для уничтожения подводных лодок противника в указанные районы выслали восемь малых подводных лодок, которые, однако, не добились успеха. Только 10 апреля U-4 потопила в районе Ставангера английскую подводную лодку "Тисл".

2 апреля штаб руководства войной на море сообщил командованию подводными силами дату начала операции — 9 апреля. В море вышли остальные подводные лодки, предназначенные для участия в этой операции. 6 апреля все лодки получили приказ вскрыть пакеты с надписью: "Оперативный приказ "Гартмут". Утром 9 апреля согласно плану операции начали поступать донесения о высадке десантов и занятии предусмотренных планом портов. Вслед за этим подводные лодки получили приказ занять, если они еще не заняли, позиции в фьордах. В 09.30 от подводной лодки U-56 поступила радиограмма, в которой говорилось о том, что она обнаружила в районе юго-западнее полуострова Статланд два линейных корабля, которые шли курсом на юг. В 12.00 U-51 доложила о пяти эскадренных миноносцах противника в Вест-фьорде, идущих курсом на юго-запад. В 18.15 U-49 обнаружила соединение кораблей противника, следующих курсом на север. 10 апреля в 01.59 U-49 заметила в районе западнее полуострова Статланд два крейсера. 10 апреля командование подводными силами получило от командующего 4-й флотилией эскадренных миноносцев донесение о том, что на рассвете, пользуясь плохой видимостью из-за снежных зарядов, в Уфут-фьорд прорвались эскадренные миноносцы противника, с которыми он завязал бой. Имеются потери с обеих сторон. Это донесение позволяло сделать следующий вывод: находившиеся на позициях в Вест-фьорде подводные лодки не смогли воспрепятствовать прорыву английских эскадренных миноносцев.

Действия противника в районе Нарвика, а также донесения об обнаружении его кораблей в районе Тронхейма давали основания предположить, что англичане в качестве пунктов нанесения главного удара избрали эти два района. Последовал приказ выслать еще четыре подводные лодки к Нарвику и две — к Тронхейму.

12 апреля командир U-38 донес о появлении в районе северо-западнее Вест-фьорда эскадренного миноносца и двух транспортов, следовавших курсом на северо-восток. Так как в этом районе конвои из обычных торговых судов не ходили, следовало предположить, что обнаруженные транспорты предназначались для обеспечения готовящейся противником десантной операции. Полагали, что высадка будет произведена в фьорде севернее Нарвика. Ввиду необходимости присутствия немецких подводных лодок в Вогс-фьорде туда были высланы подводные лодки U-47, U-48 и U-49. Подводные лодки должны были прибыть в Вогс-фьорд своевременно, то есть до предполагаемого прихода туда транспортов противника. Данные радиоразведки от 12 апреля говорили о том, что противник намеревался произвести высадку десанта также в районах Намсуса (Намсен-фьорд — залив Фолла) и Ондальснеса (Ромсдальс-фьорд). Поэтому дополнительно к высланным в Вогс-фьорд трем подводным лодкам штаб руководства войной на море приказал послать одну лодку к Намсен-фьорду и одну — к Ромсдальс-фьорду. Затем к Намсен-фьорду были посланы еще две малые лодки. 14 апреля началась высадка английских десантов в районах Намсуса и Ондальснеса.

16 апреля в 04.10 командир U-47 доложил, что в проливе Бюгден он обнаружил транспорты, которые стояли на якоре. Он выпустил в них восемь торпед, но безуспешно. Предположить промах при стрельбе по этим спокойно стоящим и перекрывающим друг друга судам было абсолютно невозможно. По-видимому, или торпеды прошли намного глубже, чем предполагали специалисты, или ударные взрыватели не успели прийти в боевое положение.

Резкое увеличение числа отказов торпед в период норвежской операции явилось для немцев неприятным сюрпризом. Из числа торпед с магнитными взрывателями, выстреленными 11 апреля лодками U-25, U-48 и U-51, шесть — восемь взорвались, не дойдя до цели, что составляло 50-60% от общего числа отказов. Из торпед с ударным взрывателем, выстреленных 15 апреля подводной лодкой U-47 по стоящим на якорях транспортам, ни одна не взорвалась. В общей сложности картина получилась следующая: в четырех случаях лодки атаковали линейные корабли, в десяти — эскадренные миноносцы и еще в десяти — транспорты, потоплен же был только один транспорт.

Итак, торпеды не работали в северных районах ни с магнитным, ни с ударным взрывателями. Торпеды с контактным взрывателем проходили под кораблем, торпеды с магнитным взрывателем срабатывали, не дойдя до цели. Поэтому использовать подводные лодки в этом районе стало бесполезно, после чего действия немецких подводных лодок в норвежской операции закончились. 17 апреля лодки, действовавшие у южного побережья Норвегии, также получили от штаба руководства войной на море приказ возвратиться в базы.

20 апреля U-47 встретила в районе юго-западнее Вест-фьорда конвой, идущий курсом на север. Несмотря на благоприятную позицию для стрельбы, командир лодки отказался от атаки. Накануне ему пришлось выдержать ожесточенную атаку глубинными бомбами, после того как торпеда, выпущенная им по английскому линейному кораблю "Уорспайт", взорвалась на пределе дальности своего хода.

Действия немецких подводных лодок в операции "Везерюбунг" характеризуются следующим: ввиду отказов взрывателей торпед им не удалось оказать сильное противодействие британскому флоту. Учитывая, что в операции в Норвежском и Северном морях участвовало сорок лодок: I серии – 2, II серии – 22, VII серии – 11, IX серии – 4 и UA (бывшая турецкая "Батирай"), они смогли потопить всего пять кораблей: 6 апреля – норвежский транспорт "Наварра" водоизмещением 2118 тонн (U-59), 10 апреля – британскую подводную лодку "Тисл" водоизмещением 1090 тонн (U-4), 13 апреля – норвежский минный заградитель "Фрёйя" водоизмещением 595 тонн (U-34), 17 апреля – британский транспорт "Суэйнбай" водоизмещением 4935 тонн (U-13) и 21 апреля – британский транспорт "Сидербэнк" водоизмещением 5159 тонн (U-26). Еще одна подводная лодка, U-37, не участвовавшая в операции "Везерюбунг", но также действовавшая в Норвежском море, потопила 3 транспортных судна общим водоизмещением 18715 тонн. С немецкой стороны было потеряно четыре подводные лодки: 6 апреля – U-1 и U-50, 13 апреля – U-64 и 15 апреля – U-49.

Участие подводных лодок в операции "Везерюбунг" доказало, что они не были предназначены для обеспечения действий немецких войск в десантной операции и отражения атак боевых кораблей противника во время наступательных действий. Однако немецкое командование неудачи подводных лодок в Норвежской операции списало на дефекты торпед и в дальнейшем продолжало использование подлодок для решения подобных задач.


1941 год - Поддержка линкора "Бисмарк"

Утром 24 мая 1941 года при прорыве "Бисмарка" и "Принца Ойгена" через Датский пролив "Бисмарку" в бою удалось потопить английский линейный крейсер "Худ". Несмотря на повреждения, полученные "Бисмарком" в битве, оба немецких корабля продолжили свой поход в Атлантический океан. В нескольких сотнях миль от "Бисмарка" находилась развернутая на позициях группа немецких подводных лодок.

В тот же день адмирал Лютьенс потребовал стянуть подводные лодки в район к югу от южной оконечности Гренландии, однако немецкие корабли, а за ними и преследовавшие английские корабли, не дойдя до района развертывания подводных лодок, неожиданно легли курсом на юг, а затем на юго-восток в направлении Бискайского залива. Причиной изменения замысла явилась возрастающая утечка топлива из-за пробоины в носовой части "Бисмарка". Подводные лодки, находившиеся в Бискайском заливе на случай возвращения "Бисмарка", были развернуты в завесу согласно указанию командования.

U-556 и U-98 из числа этих подводных лодок были без торпед, так как они возвращались после боевых действий. Подводная лодка U-74, входившая в состав завесы, в результате атаки глубинными бомбами была тяжело повреждена и в таком состоянии возвращалась на базу, однако ее командир по своей инициативе доложил, что к утру следующего дня он сможет занять позицию вблизи группы подводных лодок, развернутых в Бискайском заливе. U-74 также была включена в завесу для ведения разведки.

26 мая ударная группа английских кораблей, преследовавших "Бисмарк", натолкнулась на подводную лодку U-556, которая, как отмечалось, торпед не имела. U-556 стремительно погрузилась. В перископ Вольфарт увидел линейный крейсер "Ринаун", рассекающий высокие волны на большой скорости, и авианосец "Арк Ройял", сильно качающийся. На палубе авианосца стояли готовые к взлету торпедоносцы. Это была Гибралтарская эскадра, единственное соединение тяжелых кораблей, которое еще могло перехватить "Бисмарк". В бортжурнале Вольфарт записал: "19.48. Тревога. Линкор типа "Кинг Георг" (ошибка) и авианосец, возможно "Арк Ройял", на большой скорости выскочили из тумана за кормой. Курс вправо, пеленг 170. Если бы только у меня были торпеды! Мне не требуется даже маневрировать - я в превосходной позиции для атаки. Никаких эсминцев, никакого зигзага! Я мог оставаться на месте и атаковать обоих. Торпедоносцы взлетают с авианосца. Я мог бы помочь "Бисмарку".

Единственным шансом снизить скорость "Бисмарка" оставались торпеды "Суордфишей" "Арк Ройяла". Полетная палуба авианосца подпрыгивала на 56 футов, но все-таки 15 "Суордфишей" сумели благополучно стартовать, однако 11 самолетов ошибочно атаковали собственный легкий крейсер "Шеффилд". "Шеффилд" навел на цель очередные 15 "Суордфишей", которые ринулись в атаку сквозь огневую завесу 56 зенитных орудий "Бисмарка". Сильнейшее волнение мешало германским наводчикам, и немцы не сумели остановить атакующих. 11 торпед прошли мимо. 2 самолета не смогли сбросить торпеды. Четырнадцатая торпеда попала в пояс в районе миделя и вреда не причинила, а пятнадцатая торпеда тоже попала в цель, но ее взрыв сначала не показался опасным, хотя она разбила отсек рулевой машины. В момент взрыва торпеды рули были положены на борт и оказались заклинены в таком положении. Отчаянная работа водолазов в затопленном рулевом отсеке не помогла освободить рули. Когда все их попытки завершились неудачей, стало ясно, что конец близок.

В 21.42 26 мая 1941 года все подводные лодки, имевшие торпеды, получили срочную радиограмму прибыть на помощь "Бисмарку" в квадрат ВЕ 5332 (48°20' с.ш. и 16°20' з.д.). Однако подводные лодки задержал усилившийся шторм, и они не успели прибыть в указанный район. Только U-556, не имевшая на борту ни одной торпеды, в ночь на 27 мая находились вблизи "Бисмарка".

После безрезультатного ночного боя с пятью британскими эсминцами на рассвете 27 мая появился Флот Метрополии. Хрупкий линейный крейсер "Ринаун" из состава Гибралтарской эскадры остался за линией горизонта, чтобы не стать причиной новой катастрофы, зато на поле боя появились флагман Флота Метрополии линкор "Кинг Георг V" и линкор "Родней". К этим 2 кораблям, имевшим 10 - 14" и 9 - 16" орудий соответственно, присоединились тяжелые крейсера "Дорсетшир" и "Норфолк" с 8 - 8" орудиями каждый.

"Бисмарк" начал бой с линкорами "Родней" и "Кинг Георг V" в 8.47 27 мая 1941 года. Немного погодя, с расстояния 10 миль открыл огонь "Норфолк". "Бисмарк" не мог "двигаться на всплески", как делали англичане, и стал легкой мишенью. Одним из первых же залпов "Родней" разбил его вторую башню. Система управления огнем "Бисмарка" была уничтожена, и башням пришлось стрелять самостоятельно, что еще сильнее снизило меткость. "Кинг Георг V" прошел параллельно "Бисмарку" на контркурсах на расстоянии 8 миль, стреляя всем бортом. С противоположного борта появился еще один противник - тяжелый крейсер "Дорсетшир". Он открыл огонь с дистанции 10 миль. На корме "Бисмарка" начался пожар, потом загорелось в средней части корабля. Британские корабли сокращали дистанцию, по мере того, как слабел огонь немцев.

Снаряд за снарядом попадал в надстройки "Бисмарка". Мачты, труба и мостик были изрешечены, башни разбиты на куски. Умолкшие орудия беспомощно задрали стволы в небо, только третья башня продолжала спорадически отстреливаться. Английские линкоры пустили в ход 5.25" и 6" орудия, когда дистанция стала совсем небольшой. "Родней" и "Норфолк" выпустили торпеды, но промахнулись. Тогда линкоры подошли на расстояние 2 мили и принялись вбивать залп за залпом в пылающий корпус "Бисмарка". Он уже не отвечал. "Родней" выпустил 2 торпеды и добился одного попадания. После этого оба британских линкора пошли прочь, так как на них кончалось топливо. "Бисмарк" был совершенно беспомощен, но еще мог кое-как двигаться, так как машины не пострадали.

Несмотря на почти полное уничтожение надстроек, броня выдержала два часа и водонепроницаемость корпуса сохранилась. "Дорсетшир" выпустил 2 торпеды в правый борт пылающей руины, добившись одного попадания. После этого крейсер описал циркуляцию, и всадил торпеду в левый борт линкора. Это было седьмое попадание в "Бисмарк", но линкор отказывался тонуть, так как торпеды не могли пробить броню. Опасаясь, что англичане попытаются взять корабль на абордаж, экипаж открыл кингстоны и взорвал подрывные заряды, чтобы закончить эту драму. Величайшая трагедия германского флота завершилась, когда "Бисмарк" повалился на левый борт, перевернулся и затонул с развевающимся флагом. Это произошло 27 мая 1941 в 10.40.

Штормовое море помешало U-74 вовремя подойти к линкору и забрать его бортовой журнал. Она кружила в районе боя на перископной глубине и была замечена "Дорсетширом" и эсминцем, которые стояли на месте, принимая остатки экипажа линкора. Англичане немедленно дали полный ход. Они успели подобрать только 110 человек, остальные теперь были обречены. U-74 сумела подобрать только троих. Погибло более 2200 человек, включая адмирала Лютьенса и капитана 1 ранга Линдеманна.


1942 год - Операция "Paukenschlag" ("Удар в литавры")

13 января 1942 года, по приказу адмирала Дёница, началась операция "Paukenschlag" ("Удар в литавры") - внезапная атака на коммерческие суда союзников в американских территориальных водах. План, по которому 12 подлодок типа IХС должны были занять позиции у атлантического побережья Америки между Ньюфаундлендом и мысом Гаттерас, был разработан адмиралом еще в сентябре 1941 года. Эти лодки дальнего действия должны были находиться в состоянии готовности немедленного нанесения ударов, как только США будут втянуты в войну. Атака японцев на Пёрл-Харбор ускорила решение германского верховного командования на отмену ограничений по действиям подлодок против кораблей США. Однако для операции "Удар в литавры" было выделено только шесть лодок, из которых в конце декабря к походу были готовы лишь пять подлодок. Прибыв в американские территориальные воды, они должны были атаковать транспорты противника после получения приказа адмирала Дёница.

Адмирал Дёниц и командование подводного флота расценивали план как надежный и обеспечивающий большие возможности. Характерных особенностей операции было три:
1. Фактор внезапности при нанесении особо сильного удара по торговым судам при слабой защите.
2. Ограничиться атаками только на "цели, действительно представляющие ценность: транспортные суда грузоподъемностью 10000 брт и более".
3. Потопить как можно больше судов наиболее экономным способом.

К середине января пять лодок Дёница уже находились в американских и канадских территориальных водах. В группу опытных командиров лодок, участвовавших в операции "Удар в литавры", входили: U-66 (фрегаттен-капитан Рихард Цапп), U-109 (капитан-лейтенант Генрих Блейхродт), U-123 (капитан-лейтенант Рейнгард Хардеген), U-125 (капитан-лейтенант Ульрих Фолькерс) и U-130 (фрегаттен-капитан Эрнст Кальс).

9 января Дёниц передал зашифрованный приказ начать атаки 13 января. Его указание за номером "Offizier 1058/9/1/42" устанавливало район действий каждой подлодке, и к 15 января все лодки уже находились на исходных позициях: U-123 в квадрате у берегов Нью-Йорка и Нью-Джерси, U-125 в квадрате в открытом океане восточнее U-123, U-66 южнее U-123, у берегов Делавэр, Вирджинии и Северной Каролины, U-130 в квадрате южнее мыса Бретон Айленд, U-109 в квадрате западнее U-130 и к юго-востоку от Галифакса, Новая Шотландия.

Первый удар нанес Рейнгард Хардеген на U-123: ранним утром 12 января, за сутки до установленной Дёницем даты начала атак и далеко от отведенного ему района, он потопил 9000-тонное британское грузовое судно "Циклопс". На следующий день Эрнст Кальс на U-130 успешно атаковал танкеры "Фриско" и "Фрайр Рокк". Хардеген 14 и 15 января нанес очередные удары, потопив 10000-тонный "Норнесс" и танкер меньших размеров "Коимбра"; последние две атаки произошли неподалеку от Нью-Йоркской гавани: "Норнесс" примерно в 50 милях южнее Мартас Уайнярд, а "Коимбра" в 30 милях южнее устья реки Шиннекок, в 65 милях к востоку от маяка Эмброз.

К 17 января участники операции "Удар в литавры" атаковали всего шесть судов, из которых только два имели грузоподъемность от 8000 до 10000 тонн. Далее, Хардеген объявил о четырех потопленных судах, хотя одна из его жертв так и не была идентифицирована. Кальс на U-130 был вторым из тех, кто мог доложить об успешных атаках.

17 января Дёниц разрешил всем лодкам действовать вне выделенных им районов. После этого Кальс, Блейхродт и Фолькерс проследовали на юг и на запад в сторону побережья. Хардеген также решил идти на юг к мысу Гаттерас, точке поворота прибрежного потока судов. Запп уже подошел в район мыса, но гораздо дальше от берега. Он был следующим, кто нашел для себя цель: американский танкер "Аллан Джонсон", который был потоплен им 18 января. У Фолькерса на U-125 возникли проблемы с торпедами. Он тоже был далеко от берега, и ему приписывалось потопление всего одного судна - "Уэст-Айвис" 26 января примерно в 80 милях юго-западнее Гаттераса. Между 18 и 27 января пяти лодкам приписывали всего двадцать успешных атак или, в среднем, по две атаки в сутки. А 27 января все пять лодок уже были на обратном пути домой в Бискайский залив. Их атакам, включая потопленный 12 января "Циклопс", подверглось 29 судов. На долю Хардегена досталось 10 атак, включая неподтвержденное грузовое судно и 8000-тонный танкер "Мэлэй", который, однако, был только поврежден. Его достижения были высоко оценены германским морским руководством, и он был награжден Рыцарским Крестом.

Дёниц объявил, что "достигнутый пятью подлодками успех операции "Удар в литавры" был большим", хотя это утверждение адмирала основывается скорее на желаемом, нежели на фактах. В своем военном дневнике он зафиксировал более реалистическое суждение: "Из отчета командира (Хардегена) следует, что "Удар в литавры" принес бы гораздо больший успех, если бы была возможность использовать 12 лодок, как этого просило командование... Верно, что из данной уникальной возможности была получена большая польза, и достигнутые успехи получились очень существенными, но всех шансов, какими мы располагали, мы всё же не использовали".

Достижения операции "Удар в литавры" в том виде, как их представило германское морское командование, вызвали дополнительный прилив доверия к Дёницу у самого Гитлера, который с большим удовлетворением отметил большие цифры тоннажа судов, потопленных у берегов Америки.

Эта похвала, очевидно, дала Дёницу большую свободу в распоряжении подлодками, и он отправил в западную Атлантику еще несколько лодок дальнего действия IX серии: U-106 под командованием Раша, U-103 Винтера, U-107 Гельхауза, а для более полного использования благоприятных оперативных возможностей у побережья США решил направить туда еще и лодки меньших размеров типа VIIC. Это его решение основывалось на том, что "на практике радиус их действия оказался значительно больше, чем позволяли предположить наши теоретические расчеты и предыдущий опыт". И вскоре лодки типа VIIC должны были прибыть на новый театр военных действий: U-552 (Топп), U-203 (Мютцельбург), U-754 (Ёстерманн), U-432 (Шультце) и U-578 (Рехвинкель).


1942 год - Операция "Rosselsprung" ("Ход конём")

Конвой PQ-17 осуществлял доставку военной техники и военных грузов Северным путем из Соединенных Штатов Америки и Великобритании в СССР и являлся наиболее ценным из северных конвоев того времени (стоимость перевозимого груза составляла 700 миллионов долларов США).

Конвой PQ-17 вышел из Хвальфьёрдюре (Исландия) 27 июня 1942 года. Он состоял из тридцати пяти судов, перевозивших грузы в виде 297 самолетов, 594 танков, 4246 грузовиков и транспортеров и 158503 тонн других грузов. Конвой следовал с довольно сильным эскортом: непосредственное сопровождение осуществляли шесть эсминцев, четыре корвета и два судна ПВО, дополнительное прикрытие осуществлял эскорт из четырех крейсеров, трех эсминцев, двух подводных лодок и двух заправочных танкеров, а дальнее прикрытие – британский Флот Метрополии с флагманом линкором "Дьюк оф Йорк" и линкор ВМС США "Вашингтон".

Вскоре после начала плавания один корабль садится на мель, а 29 июня 1942 года еще один транспорт получает повреждения мощными дрейфующими льдами, в результате чего обоим судам пришлось возвратиться в порт.

После получения разведданных о конвое PQ-17 немецкое командование начало развертывать операцию "Rosselsprung" ("Ход конем"), в которой планировалось задействовать соединения Люфтваффе, а также надводные и подводные силы Кригсмарине в Северной Норвегии. В составе сил Кригсмарине предполагалось использовать две группы надводных кораблей (первая из Тронхейма – линкор "Тирпиц", тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", эсминцы Z-14 "Фридрих Инн”, Z-20 "Карл Гальстер", Z-18 "Ханс Лоди", Z-6 "Теодор Ридель", миноносцы Т-7 и Т-15; вторая из Нарвика – тяжелые крейсеры "Адмирал Шеер" и "Лютцов", эсминцы Z-4 "Рихард Бейтцен", Z-24, Z-27, Z-28, Z-29 и Z-30), и две группы подводных лодок (дозорная группа – U-255, U-408 и U-456; группа "Айстойфель" – U-88, U-251, U-334, U-355, U-376, U-457, U-657 и U-703).

1 июля конвой был обнаружен подводными лодками U-255 и U-408, к ним присоединилась U-456, после чего лодки начали "вести" конвой. Дополнительные данные разведки поступали от летающих лодок Люфтваффе Bv-138.
2 июля несколько подводных лодок пытаются атаковать конвой, но безуспешно. Вечером торпедоносцы Люфтваффе He-111H провели несколько атак PQ-17.
3 июля подводные лодки и торпедоносцы Люфтваффе тщетно продолжают нападение на караван. В этот же день британская разведка получает известие о том, что мощное соединение немецких надводных кораблей выходит из норвежских вод и движется в северном направлении. Три эсминца и тяжелый крейсер "Лютцов" наскочили на мель, однако остальные корабли встретились в Альтен-фьорде западнее мыса Нордкап, самой северной точки Европы.
4 июля два судна были потоплены U-457 и U-334. Около 22.00 Британское Адмиралтейство, опасаясь угрозы со стороны немецкой эскадры во главе с линкором "Тирпиц", приказывает судам эскорта следовать в западном направлении, а конвою рассредоточиться и идти в СССР без сопровождения.
5 июля соединение немецких надводных кораблей так и не провело нападение на PQ-17, а подводные лодки и авиация начинают уничтожение беззащитных судов конвоя. Самолеты Люфтваффе топят шесть кораблей, U-88 и U-703 по два, U-334 и U-456 – по одному кораблю.
6 июля конвой теряет еще два судна – одно от действий Люфтваффе, другое потоплено U-255.
7 июля Люфтваффе уничтожает один корабль, U-255, U-355 и U-457 еще три.
8 июля U-255 топит одно судно.
10 июля U-251 и U-376 уничтожают по одному кораблю.
13 июля U-255 топит брошенное командой торговое судно, которое дрейфовало с 5 июля, поврежденное бомбами самолетов Люфтваффе.

В результате совместными действиями подводных лодок Кригсмарине и авиации Люфтваффе было потоплено 24 из 35 транспортных кораблей конвоя PQ-17, вместе с ними было потеряно 210 самолетов, 430 танков, 3350 грузовиков и транспортеров и 100910 тонн других грузов.


1942 год - Операция "Wunderland" ("Страна чудес")

В июле-августе 1942 года, после разгрома конвоя PQ-17, движение союзных конвоев в СССР прервалось. Это позволило немецкому командованию спланировать проведение операции "Wunderland" ("Страна чудес"). Ее суть заключалась в нападении на советские морские коммуникации в Карском море силами крупных надводных кораблей. Командование Кригсмарине допускало наличие в этом районе очень оживленного судоходства и даже пункта разгрузки союзных караванов в Амдерме.

Приказ о начале разработки операции против Северного морского пути поступил в мае 1942 года. На начальном этапе планирования предполагалась возможность создания из тяжелых крейсеров "Адмирал Шеер" и "Лютцов" тактической группы, однако из-за посадки "Лютцова" на мель было принято задействовать в операции только тяжелый крейсер "Адмирал Шеер". Его командиру капитану 1 ранга Вильгельму Меендсен-Болькену предписывалось, действуя на путях движения судов между Новой Землей и проливом Вилькицкого, соединяющего Карское море и море Лаптевых, нападать на конвои и разрушать сооружения полярных портов. По расчетам немецкого командования, это могло парализовать движение по Северному морскому пути вплоть до конца навигации.

Первый этап операции начался 8 августа 1942 года. В этот день в Карское море перешла подводная лодка U-601, которая должна была выполнять функции разведки советских морских коммуникаций и ледовой обстановки. Спустя шесть дней в район остров Белый - Диксон проследовала U-251. Еще две подлодки - U-209 и U-456 - действовали у западных берегов Новой Земли и максимально отвлекали на себя внимание сил Беломорской военной флотилии.

Особое внимание уделялось метеорологическому обеспечению операции "Wunderland". В начале августа U-435 высадила на Шпицбергене партию метеорологов, а U-255 стала выполнять функции "дойной коровы" для летающей лодки Bv-138. Самолет сделал всего один вылет после дозаправки с лодки, вернулся к ней, заправился вновь и уже собирался вылететь в Тромсё (Норвегия), как на нем вышли из строя оба мотора. Пытаясь сохранить ценную единицу, U-255 с 14 по 17 августа буксировала самолет, однако в результате появившейся течи самолет затонул.

15 августа U-601, занимавшая позицию у северной оконечности Новой Земли, передала в Нарвик (Норвегия) сводку о состоянии льдов. Сводка оказалась вполне благоприятной, и во второй половине следующего дня "Адмирал Шеер", эскортируемый эсминцами "Эккольдт", "Штейнбринк" и "Бейтцен", покинул стоянку в бухте Боген. Через сутки он достиг острова Медвежий, где эсминцы были отпущены.

Вечером 18 августа "Адмирал Шеер" вошел в Карское море и запустил гидросамолет-разведчик Ar-196. В 23.40 по берлинскому времени рейдер встретился в точке рандеву с U-601, получив самые последние данные о состоянии льдов. Разойдясь с лодкой уже в ранние часы, тяжелый крейсер направился на юго-запад к мысу Желания. В связи с тем, что у немецкого командования была твердая уверенность в существовании судоходного маршрута вдоль западного побережья Новой Земли, вокруг мыса Желания и далее по направлению к проливу Вилькицкого, "Адмирал Шеер" сутки потратил на патрулирование и убедился в истинности данных U-601 - никаких судов в этом районе нет.

Вечером 20 августа тяжелый крейсер встретился с подводной лодкой U-251, от которой были получены сведения, что ею также не было обнаружено ни одного советского судна, не говоря уже о конвоях. В этой ситуации командир рейдера принял решение: по кратчайшему пути выйти к побережью полуострова Таймыр и далее направиться к проливу Вилькицкого вдоль берега.

После полудня 21 августа с гидросамолета-разведчика Ar-196 удалось обнаружить караван из двенадцати транспортных судов (Третий арктический конвой) восточнее острова Мона, идущий в юго-западном направлении, после чего "Адмирал Шеер" прекратил движение на восток и занял выжидательную позицию. В ночь на 22 августа суда так и не появились, а служба радиоперехвата фиксировала интенсивный радиообмен, постепенно удалявшийся к северо-востоку. Как впоследствии выяснилось, в действительности караван двигался в восточном направлении, что и было подтверждено расшифровкой радиосообщения о движении каравана курсом 43 градуса со скоростью 5 узлов. К утру 22 августа, несмотря на плотный туман, Вильгельм Меендсен-Болькен принял решение двигаться в восточном направлении, однако благоприятный момент уже был упущен.

Учитывая, что курс и местонахождение каравана стали известны, тяжелый крейсер, почти достигший архипелага Норденшельда, устремился в погоню. Основным затруднением в реализации этого плана явились постоянно возникавшие на пути ледяные поля, в конечном итоге приведшие к его провалу. Расстояние между преследователем и преследуемыми сокращалось крайне медленно, и утром 25 августа "Адмирал Шеер" оставил надежду догнать караван, после чего повернул в обратном направлении.

Возвращаясь на значительно большей скорости, уже к 11.00 25 августа рейдер прошел архипелаг Норденшельда и приблизился к острову Белуха, где около 13.00 встретился с советским вооруженным ледокольным пароходом "Александр Сибиряков". Во время неравного боя, начавшегося в 13.45 и закончившегося в 14.28, "Александр Сибиряков" получил фатальные повреждения, загорелся и около 15.00 затонул; из 104 членов команды парохода немецким экипажем было спасено всего 22 человека.

Начиная с 23 августа, подводные лодки, действовавшие совместно с тяжелым крейсером "Адмирал Шеер", получили разрешение действовать самостоятельно. На следующий день северо-западнее Диксона U-601 потопила пароход "Куйбышев" и буксир "Медвежонок". Ранним утром 25 августа перешедшая из района Шпицбергена U-255 обстреляла метеостанцию на мысе Желания. Хотя в результате начавшегося пожара сгорело четыре постройки, здание радиостанции пострадало незначительно. Из него до 06.00 были переданы четыре радиограммы о нападении, причем в третьей уточнялось, что оно произведено подводной лодкой, которая вслед за тем погрузилась.

К 26 августа "Адмирал Шеер" оставил попытки обнаружить советские суда в море и Вильгельм Меендсен-Болькен принял решение напасть на какой-либо порт. Мало того, что там наверняка удалось бы застигнуть врасплох несколько укрывшихся пароходов, на базе с большей вероятностью можно было бы добыть сведения о маршрутах ГУСМП, состоянии льдов и т.п. С этой точки зрения предпочтительным являлся порт Диксон, так как из него осуществлялось руководство движением судов в Карском море.

В 01.05 27 августа "Адмирал Шеер" был обнаружен на подходе к порту Диксон, после чего в эфир открытым текстом ушло соответствующее сообщение, а в порту объявили боевую тревогу. Через 25 минут тяжелый крейсер уже прошел вдоль берега острова Старый Диксон и медленно, ориентируясь по плохо видимым в условиях арктических сумерек створам, стал приближаться ко входу на внутренний рейд.

В 01.37, когда вырисовались контуры двух находившихся на внутреннем рейде судов, Меендсен-Болькен приказал открыть огонь против сторожевого корабля СКР-19 (бывший ледокольный пароход "Дежнев"). В течение первых восьми минут боя корабль получил четыре попадания, два из которых сделали большие пробоины. В 01.46 он выбрался из сектора обстрела, однако полученные повреждения привели к тому, что он сел на грунт в мелком месте. После этого в течение 3-5 минут "Адмирал Шеер" сосредоточил огонь на пароходе "Революционер". Скрытый дымовой завесой, он получил всего три попадания. После прекращения обстрела аварийным партиям удалось устранить часть повреждений, после чего пароход вышел из порта через пролив Вега на юг. За ним последовал и необнаруженный транспорт "Кара", в трюмах которого лежало несколько сот тонн взрывчатки - аммонала. В дальнейшем с 02.14 до 02.57 тяжелый крейсер последовательно обстрелял береговые объекты порта Диксон. Внешне разрушения выглядели весьма эффективно: были повреждены две мачты и силовая подстанция передающего центра, хранилище дизельного топлива и несколько домов жилого городка.

Несмотря на внезапность нападения, в порту Диксон ожесточенное сопротивление оказали сторожевой корабль СКР-19, вооруженный четырьмя 76-мм орудиями, и артиллерийская батарея № 569 из двух 152-мм орудий. Хотя батарея № 569 не достигла ни одного попадания в рейдер, она выполнила свою задачу - воспрепятствовала высадке десанта и в конечном итоге спасла порт Диксон от разрушения.

Закончив артиллерийский обстрел порта Диксон, "Адмирал Шеер" поспешил отойти в северо-западном направлении и взял курс на мыс Желания. После несостоявшейся в этом районе встречи с U-255 он продолжил движение и вышел за пределы Карского моря. В конечном итоге ранним утром 28 августа тяжелый крейсер оказался в районе, расположенном юго-западнее архипелага Земли Франца-Иосифа. После обмена радиограммами о дальнейших действиях в Карском море с руководившим действиями флота в Заполярье адмиралом Губертом Шмундтом Вильгельм Меендсен-Болькен в конце дня получил приказание о возвращении в Норвегию. В 20.00 29 августа юго-восточнее острова Медвежий три эсминца встретили "Адмирала Шеера" и спустя почти сутки 30 августа он бросил якорь на стоянке в Шёмен-фьорде.

Хотя операция "Wunderland" в целом потерпела неудачу, она создала значительное напряжение на советских коммуникациях в Карском море, где ранее суда ходили, как в мирное время. В дальнейшем немецкое командование было вынуждено отменить уже почти принятую к исполнению операцию "Доппельшлаг", заключавшуюся в прорыве в Карское море двух рейдеров - тяжелых крейсеров "Адмирал Шеер" и "Адмирал Хиппер", причем первый должен был действовать восточнее, а второй - западнее меридиана Диксона. Этот план представлялся реальным, однако Гитлер категорически возражал против любой операции, отвлекавшей крупные немецкие корабли от обороны "зоны судьбы" - Норвегии.


1942 год - Противодействие высадке союзников в Северной Африке

В конце октября – начале ноября 1942 года увеличилось количество сообщений немецких и итальянских агентов о концентрации военных кораблей и транспортных судов в Гибралтаре, в результате чего в ставке Гитлера был сделан вывод о готовящейся десантной операции в Средиземном море. Немецкое командование не допускало возможности высадки войск союзников в Марокко, Алжире и Тунисе, подконтрольных правительству Виши (Франция), а предположило местом высадки побережье Ливии в районах Триполи или Бенгази, в тылу Африканского корпуса Роммеля.

4 ноября Дёницу было приказано срочно перевести семь подлодок типа VIIC в Средиземное море, в результате чего была сформирована группа "Дельфин" из четырех подводных лодок, находившихся в море (U-407, U-596, U-617 и U-755), и трех подводных лодок, вышедших в боевой поход из портов Франции 4-5 ноября (U-595, U-259 и U-380). Эти лодки должны были пройти Гибралтарский пролив в два этапа: пять – в ночь с 8 на 9 ноября и две – в ночь с 10 на 11 ноября 1942 года.

Командующему германскими подводными силами в Италии Лео Крейшу о планируемой высадке в Северной Африке стало известно 5 ноября 1942 года из агентурных сведений. К 7 ноября им было решено развернуть в западной части Средиземного моря три линии завесы, включавшей в себя девять подводных лодок (U-73, U-77, U-81, U-205, U-458, U-565, U-593, U-605 и U-660), из которых пять лодок в течение этого же дня безуспешно попытались атаковать британские быстроходные десантные корабли.

В день "D" 8 ноября началась запланированная высадка войск союзников. В Алжире французские войска практически не оказали сопротивления, однако в Оране (Алжир) и Касабланке (Марокко) войскам союзников было оказано упорное сопротивление. В портах Орана и Касабланки состоялись морские сражения, в конечном итоге проигранные французами из-за большого численного превосходства военно-воздушных и военно-морских сил союзников.

1. Действия немецких подводных лодок в Средиземном море.

Ранним утром 8 ноября, после сообщения лондонского радио Би-Би-Си о планирующейся высадке союзников в Северной Африке, Лео Крейш приказал находящимся в районе Алжира подлодкам U-73, U-77, U-81, U-205 и U-660 занять позиции в районе бухты Беджайи в ста милях восточнее Алжира. U-331, U-431 и U-561 также были отправлены туда из Ла-Специи (Италия). Однако уже к полудню этого дня из данных разведки стало известно, что высадка войск союзников в этом районе не планировалась, что позже было подтверждено командиром U-77 Отто Хартманом, прибывшим первым в район бухты Беджайи. В результате командующий германскими военно-морскими силами в Италии Эбергард Вейхольд приказал Лео Крейшу возвратить лодки в район Алжира, однако своевременно это сделать уже не удалось.

В полдень 9 ноября командующему подводными силами в Италии окончательно стало ясно, где действительно осуществилась высадка союзных войск, и им было принято решение разделить лодки на две группы: "Хай" (U-77, U-205, U-331, U-431, U-561 и U-660) для действий в районе Алжира и "Дельфин" (U-73, U-81, U-458, U-565, U-593, U-595, U-605 и U-617) для действий в районе Орана (Алжир).

В период с 9 по 14 ноября 1942 года подлодками этих групп U-73, U-77, U-81, U-331, U-380, U-407, U-431 и U-593 были потоплены три войсковых транспорта общим водоизмещением 39831 тонна (американский "Лидстаун", датский "Ньюв Зеланд" и британский "Вайсрой оф Индиа", три транспортных судна общим водоизмещением 13831 тонна (британские "Гарлинг", "Браунинг" и "Марон") и два боевых корабля водоизмещением 3548 тонн (британский эсминец "Мартин" и датский эсминец "Исаак Свирс"), а также повреждены британские шлюп "Сторк" и транспорт "Лэйланд".

В этот же период времени британцами были усилены противолодочные меры, в результате чего семь немецких подводных лодок из-за тяжелых повреждений были вынуждены вернуться на базы для ремонта (U-81, U-431, U-458, U-561, U-565, U-593 и U-596), а в период с 12 по 17 ноября были уничтожены пять подводных лодок: 12 ноября – U-660, 14 ноября – U-605 и U-595, 15 ноября – U-259 и 17 ноября – U-331).

После понесенных потерь адмирал Дёниц получил приказ восполнить потери и перевести четыре лодки типа VIIC из Атлантики в Средиземное море, однако совершить переход через Гибралтарский пролив в период с 4 по 9 декабря 1942 года удалось только трем: U-301, U-443 и U-602.

2. Действия немецких подводных лодок в Атлантике у побережья Марокко.

8 ноября 1942 года, после начала высадки союзных войск, адмиралу Дёницу был отдан приказ перевести тридцать подлодок на позиции к западу от Гибралтара и Марокко. Эти лодки уже не могли помешать высадке, однако они были способны серьезно затруднить снабжение высадившихся подразделений.

Первая группа подводных лодок, получившая название "Шлагетодт", была сформирована из трех лодок VII серии (U-411, U-572 и U-752) и семи лодок IX серии (U-103, U-108, U-130, U-173, U-509, U-510 и U-511). По мере прибытия на позиции у побережья Марокко ими было обнаружено множество надводных и воздушных противолодочных патрулей, поэтому всего лишь двум из них удалось атаковать военно-морские силы союзников. Вечером 11 ноября U-173 незаметно проникла в порт Федала (Марокко), где находилось пятнадцать грузовых судов и войсковых транспортов, и потопила американский войсковой транспорт "Джозеф Хевес" водоизмещением 9359 тонн, а также нанесла повреждения американским танкеру "Уинускай" и эсминцу "Хэмбелтон". В ту же ночь U-130, придерживаясь береговой линии, в подводном положении подкралась к якорной стоянке порта Федала (Марокко) и днем 12 ноября потопила три американских войсковых транспорта ("Эдвард Ратледж", "Тассер Х. Блисс" и "Хьюдж Л. Скотт") общим водоизмещением 34407 тонн. Через три дня, 15 ноября, U-173 торпедировала и повредила американский военный транспорт "Электра", совершавший переход в Касабланку в составе группы транспортов.

Вторая группа подводных лодок, получившая название "Вестваль", включала в себя двадцать субмарин и должна была действовать на западных подходах к Гибралтарскому проливу. В период с 12 по 20 ноября всего пять подводных лодок этой группы добились успехов: в ночь на 12 ноября U-515 потопила британскую плавбазу эсминцев "Хекла" водоизмещением 10850 тонн и повредила британский эсминец "Марн", 14 ноября U-413 при атаке конвоя MKF-1X потопила крупный британский войсковой транспорт "Уорвик Касл" водоизмещением 20107 тонн, 15 ноября U-155 при атаке конвоя MKF-1Y потопила британские эскортный авианосец "Эвенджер" водоизмещением 13785 тонн и войсковой транспорт "Эттрик" водоизмещением 11279 тонн, а также нанесла повреждения американскому военному транспортному судну "Альмаак", 16 ноября U-92 потопила британское транспортное судно "Клан Мактаггарт" водоизмещением 7662 тонны, а 20 ноября U-263 при атаке конвоя KRS-3 потопила британские транспорты "Принс Харальд" и "Грэнджпарк" общим водоизмещением 12376 тонн.

Высадка войск в Марокко, как и в Средиземном море, сопровождалась усилением действий противолодочных сил союзников. В период с 11 по 24 ноября получили повреждения и были вынуждены вернуться на базы подводные лодки U-752, U-509, U-108, U-218, U-566, U-613, U-413 и U-263. Еще шесть подводных лодок (U-510, U-91, U-519, U-564, U-92 и U-185) сумели самостоятельно устранить повреждения и продолжили боевые походы. Из состава групп "Шлагетодт" и "Вестваль" три подводные лодки были уничтожены вместе со всеми экипажами: 13 ноября – U-411, 15 ноября – U-98 и 16 ноября – U-173.

Во время проведения операции по противодействию высадке союзников в Северной Африке в ноябре 1942 года немецкие подводные лодки добились определенных успехов в Средиземном море и в Атлантике на западных подступах к Гибралтарскому проливу. Ими было потоплено 9 войсковых транспортов общим водоизмещением 114983 тонны, 6 транспортных судов общим водоизмещением 33869 тонн и 4 боевых корабля общим водоизмещением 28273 тонны (в том числе британский эскортный авианосец "Эвенджер"), а также повреждено 4 транспортных судна общим водоизмещением 32902 тонны и 3 боевых корабля общим водоизмещением 4740 тонн. С немецкой стороны было потеряно восемь подводных лодок: пять – в Средиземном море (U-660, U-605, U-595, U-259 и U-331) и три – в Атлантическом океане (U-411, U-98 и U-173). Однако, несмотря на эти успехи, в очередной раз было доказано, что подводные лодки непригодны для действий против хорошо вооруженных и мобильных военно-морских сил союзников, занятых в десантных операциях, в результате чего немецкие подлодки оказали незначительное противодействие силам союзников при проведении операции "Торч".


1943 год - Противодействие высадке союзников в Италии

Поражение немецкой армии в Тунисе в мае 1943 года и как следствие потеря Северной Африки явились расплатой за неиспользование благоприятной обстановки на Средиземном море. Упущенные возможности по захвату острова Мальта постепенно привели к тому, что британцам удалось полностью восстановить эту крепость в качестве основной опорной базы своих морских и воздушных сил в центре Средиземного моря, что значительно затруднило проводку конвоев стран оси в Ливию и Тунис.

После переформирования своих соединений британские войска 11 июня 1943 года заняли остров Пантеллерия в Тунисском проливе; ценность его заключалась в наличии аэродрома и использовании его в планирующейся высадке на Сицилии, а через три дня британцы захватили небольшие острова Лампедуза и Линоза, расположенные юго-западнее Сицилии.

Немецко-итальянские войска до последнего момента не были в полной уверенности, где будет осуществлена высадка: на Сардинии, на Сицилии или в Греции. В ночь на 10 июля 1943 года началась операция "Хаски", и англо-американские войска внезапно высадились на южном и восточном побережье Сицилии при поддержке 280 военных кораблей, в том числе группы из шести линкоров и двух авианосцев.

Немецкие подводные лодки принимали активное участие в противодействии проводке конвоев десантных судов союзников. При нападении на конвой KMS-18B 4 июля U-375 восточнее Алжира потопила два британских грузовых судна: "Сент-Эссилт" водоизмещением 5634 тонны и "Сити оф Венис" водоизмещением 8762 тонны, а 5 июля U-593 западнее Алжира – британский транспорт "Девис" водоизмещением 6054 тонны. 10 июля 1943 года, в день "D" операции "Хаски", U-371 близ Алжира нанесла повреждения двум американским судам из состава конвоя ET-22A: транспорту типа "Либерти" "Матфей Мори" водоизмещением 7176 тонн и танкеру "Галфпринс" водоизмещением 6561 тонна.

Несколько немецких подводных лодок смогли атаковать морские силы союзников возле Сицилии. 22 июля у юго-восточного побережья острова U-81 нанесла повреждения британскому грузовому судну "Эмпайр Мун" водоизмещением 7472 тонны. На следующий день неподалеку от этого места U-407 нанесла повреждения британскому крейсеру "Ньюфаундленд" водоизмещением 8800 тонн. 7 августа U-371 потопила у побережья Туниса британское грузовое судно "Контрактор" водоизмещением 6004 тонны. 23 августа U-380 нанесла повреждения американскому судну типа "Либерти" "Пьер Соле" водоизмещением 7191 тонна. 26 августа у юго-западного побережья Сардинии U-410 потопила два американских судна типа "Либерти" "Джон Белл" и "Ричард Гендерсон" общим водоизмещением 14436 тонн.

Таким образом, в июле и августе 1943 года, непосредственно перед высадкой союзников и в ходе боев за Сицилию, немецкие подводные лодки уничтожили 6 транспортных судов союзников общим водоизмещением 40890 тонн и нанесли повреждения 4 транспортным судам общим водоизмещением 28400 тонн, а также британскому крейсеру "Ньюфаундленд" водоизмещением 8800 тонн. За этот же период времени потери немецкой стороны составили четыре подводные лодки: 12 июля – U-409 и U-561, 30 июля – U-375 и 22 августа – U-458.

После эвакуации немецких войск из Сицилии через Мессинский пролив с середины августа наступила пауза на две недели, в основном потому, что командование союзников окончательно не определилось с местом нанесения следующего удара. В результате было решено, что 8 Армия генерала Монтгомери форсирует Мессинский пролив и высадится на полуострове Калабрия 3 сентября (операция "Бэйтаун"), а 5 Армия американского генерала Кларка – в 300 километрах к северо-западу в Салерно 9 сентября (операция "Аваланш").

Во время проведения этих операций тринадцать оставшихся в Средиземном море немецких подводных лодок не смогли оказать серьезного сопротивления военно-морским силам союзников. 6 сентября подводная лодка U-617 добилась успеха, потопив британский миноносец "Пакеридж" типа "Хант" водоизмещением 1050 тонн в 40 милях к востоку от Гибралтара. В районе боев между Неаполем и Салерно U-593 потопила два американских судна: 21 сентября – транспорт типа "Либерти" "Уильям В. Герхард" водоизмещением 7176 тонн и 25 сентября – минный тральщик "Скилл" водоизмещением 815 тонн. U-410, патрулировавшая у берегов Алжира, потопила еще два судна типа "Либерти" общим водоизмещением 14309 тонн: 26 сентября – норвежское "Кристиан Микелсен" и в ночь на 1 октября – британское "Форт-Хаув", а также британский танкер "Эмпайр Коммерс" водоизмещением 3722 тонны.

Операции "Бэйтаун" и "Аваланш" были завершены 1 октября 1943 года после вступления союзных войск в Неаполь. В сентябре немецкие подводные лодки уничтожили 4 транспорта союзников общим водоизмещением 25207 тонн и 2 боевых корабля общим водоизмещением 1865 тонн. Немецкая сторона понесла всего одну потерю – 12 сентября после сильного повреждения глубинными бомбами экипажем была затоплена U-617.

Итог действий немецких подводных лодок при отражении высадки союзных войск в Италии в июле-сентябре 1943 года следующий: было потоплено 10 транспортных судов союзников общим водоизмещением 66097 тонн и 2 боевых корабля общим водоизмещением 1865 тонн (британский миноносец "Пакеридж" и американский минный тральщик "Скилл"). Повреждения получили 4 транспортных судна общим водоизмещением 28400 тонн и британский крейсер "Ньюфаундленд" водоизмещением 8800 тонн.

29 флотилия немецких подводных лодок за это же время понесла большие потери – были уничтожены пять подлодок: U-409, U-561, U-375, U-458 и U-617. Следует отметить, что участие немецких подводных лодок в операции против военно-морских сил союзников, осуществлявших высадку войск в Италии (также, как в Норвегии и в Северной Африке), не оказало значительного влияния и ничего не смогло изменить в общем ходе событий.


1943 год - Операция "Wunderland-2" ("Страна чудес-2")

В августе и сентябре 1943 года немецкое командование приняло решение провести в два этапа операцию "Wunderland-2" ("Страна чудес-2"). 1 августа U-255 основала на северо-восточном побережье Новой Земли временный пункт заправки разведывательных гидросамолетов. 5, 6, 7 и 11 августа летающая лодка Bv-138 совершила четыре полета в направлении пролива Вилькицкого, однако для "волчьей стаи" "Викинг" (U-302, U-354 и U-711) никаких заслуживающих внимания целей обнаружить не удалось. Фактически, излишнее внимание уделялось району между Диксоном и проливом Вилькицкого, где в течение годовой навигации успевало пройти не более двух-трех конвоев.

После длительного ожидания 21 августа U-354 удается обнаружить караван, состоящий из транспортов "Анадырь", "Андре Марти" и "Седов", сторожевого корабля "Дежнев" и тральщика Т-894, однако вскоре из-за сложных метеоусловий он был потерян, и "стая" вернулась к Диксону. 27 августа U-354 и U-302 удалось перехватить новый караван, включавший транспорт "Диксон", буксирный пароход № 18, тральщик Т-906 и сторожевой корабль СКР-16. Вечером того же дня U-354 предприняла нападение на транспорт и добилась двух попаданий, но торпеды не взорвались. Конечным результатом нападения на караван явилось потопление 28 августа подводной лодкой U-302 транспорта "Диксон".

28 сентября арктический конвой ВА-18 вышел со стоянки у островов Комсомольской Правды (море Лаптевых) в составе транспортов "Андреев", "Моссовет", "Архангельск" и "Сергей Киров", минного заградителя "Мурман" и двух мобилизованных тральщиков. На судах находилось оборудование для норильского никелевого комбината НКВД. 30 сентября конвой был обнаружен подводной лодкой U-960 из состава "волчьей стаи" "Викинг-2" (U-601, U-703 и U-960), потопившей транспорт "Архангельск". После безуспешной атаки транспорта "Моссовет" попыток нападения на конвой ВА-18 в этот день не предпринималось, но в течение ночи впереди по курсу его движения сосредоточилась уже вся "стая". 1 октября U-703 внезапной атакой из подводного положения потопила транспорт "Сергей Киров", а U-960 - мобилизованный тральщик Т-896, после чего пароход "Андреев" самовольно вышел из ордера конвоя и решил искать спасения в шхерах Минина. В конечном итоге конвой, потерявший половину своего состава, 2 октября достиг Диксона.

В дальнейшем командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко сделал правильные выводы и когда в конце октября - середине ноября из Карского моря в Архангельск осуществлялся перевод ледоколов, в их охранении принимали участие шесть эсминцев и четыре, только что полученных по ленд-лизу, тральщика типа АМ. Немецкое командование, благодаря службе радиоперехвата, знало о движении советского конвоя, но не стало атаковать его, поскольку в этот момент сосредоточило все имеющиеся в наличии силы на трассе движения союзных конвоев. Это решение стало очевидной ошибкой - с уничтожением ледоколов навигация 1944 года в Карском море могла бы быть сорвана полностью.


1944 год - Противодействие высадке союзников в Нормандии (Франция)

Весной 1944 года немецкому командованию окончательно стало ясно, что в мае-июне 1944 года союзниками запланирована высадка войск во Франции. Карлу Дёницу было приказано организовать из подводных лодок первую линию обороны против частей вторжения, включавшую в себя три группы из ста лодок VII серии: "Ландвирт" (базы в Бресте, Сен-Назере, Лорьяне и Ла-Паллисе), "Митте" (базы в Бергене и портах южной Норвегии) и Арктическую флотилию (базы в Тронхейме, Нарвике и портах северной Норвегии). Во второй половине мая пять подлодок со шноркелями группы "Драгонер" (U-269, U-441, U-764, U-953 и U-984) провели пробное патрулирование в Ла-Манше; все они вернулись на базы Бискайского залива 27-28 мая 1944 года.

Несмотря на длительное ожидание англо-американского вторжения, немецкое командование так и не смогло точно определить место и дату высадки. Ранним утром 6 июня, с началом вторжения в Нормандию (Франция), лодкам группы "Ландвирт" было приказано выйти в море. На тот момент в ее состав входило тридцать шесть подводных лодок VII серии: восемь со шноркелями и двадцать восемь без них.

Организация противолодочного патрулирования в Бискайском заливе была настолько эффективной, что в течение первых двух суток было сообщено о тридцати трех обнаружениях подводных лодок, двадцать два из которых закончились атаками. В период с 6 по 10 июня были потоплены пять лодок без шноркелей группы "Ландвирт" (U-970, U-629, U-373, U-740 и U-821) и U-955, возвращавшаяся из боевого похода. Еще пять подводных лодок без шноркелей группы "Ландвирт" (U-963, U-256, U-415, U-989 и U-413) были повреждены и вернулись на базы.

Ввиду большого количества потопленных и поврежденных лодок, немецкое командование приняло решение организовать из оставшихся восемнадцати подводных лодок без шноркелей линию обороны баз Бискайского залива. Однако из-за большого количества авиации союзников у них практически не было возможности для подзарядки аккумуляторов, и 13 июня после недельного бесполезного патрулирования их было решено возвратить в Брест, Лорьян, Сен-Назер и Ла-Паллис.

К восьми подводным лодкам со шноркелями (U-212, U-269, U-275, U-441, U-621, U-764, U-953 и U-984), вышедшими в Ла-Манш 6 июня, в течение двух недель присоединились еще шесть подводных лодок со шноркелями группы "Ландвирт" (U-214, U-763, U-218, U-741, U-309 и U-390); эта группа из четырнадцати лодок получила название "Воскресный удар" и ей была поставлена задача занять позиции южнее острова Уайт и в секторе между островом Силли и мысом Стар-Пойнт. В период с 15 июня по 5 июля этими подводными лодками были потоплены и повреждены без восстановления 6 транспортных судов общим водоизмещением 32034 тонны, 3 боевых корабля общим водоизмещением 3310 тонн, британский противолодочный траулер "Гэнилли" водоизмещением 545 тонн и 2 десантных судна общим водоизмещением 4010 тонн, а также повреждены 2 транспорта общим водоизмещением 15174 тонны. 6 июля на минном поле, выставленном подводной лодкой U-218 у Фалмута (Великобритания), получил повреждения британский десантный корабль LSI "Эмпайр Халберд" водоизмещением 7177 тонн. С немецкой стороны из состава группы "Воскресный удар" были потеряны три лодки (U-441, U-269 и U-390).

В состав группы "Митте", дислоцированной в Бергене и портах южной Норвегии, входило двадцать подводных лодок VII серии, предназначенных для отражения высадки войск союзников в Дании. В то же время эти лодки не были оборудованы шноркелями и частично находились на переоборудовании и ремонте, поэтому количество подводных лодок, одновременно находившихся на позициях юго-западнее Норвегии, постоянно менялось от 10 до 16 единиц. Однако к 24 июня окончательно стало ясно, что вторжение войск союзников в Данию или Норвегию не планируется, и группу "Митте" сократили до шести лодок, а остальные перевели в Арктику и Балтийское море.

Учитывая большие потери группы "Ландвирт", командование Кригсмарине приняло решение перевести одиннадцать подводных лодок со шноркелями из Норвегии в базы Бискайского залива. Из них только четыре лодки (U-671, U-480, U-673 и U-247) успешно добрались до заданных районов патрулирования в июле 1944 года, а семь были уничтожены в период с 15 июня по 8 июля (U-767, U-988, U-971, U-1191, U-719, U-678 и U-243). Подводными лодками этой группы U-767 и U-247 были потоплены британские фрегат "Моурн" водоизмещением 1370 тонн и рыболовный траулер "Норин Мэри" водоизмещением 207 тонн.

В июле 1944 года из баз на атлантическом побережье Франции в пролив Ла-Манш были отправлены десять подлодок со шноркелями (U-212, U-214, U-275, U-309, U-621, U-667, U-671, U-672, U-741 и U-984) и U-333 без шноркеля; их результативность оказалась еще ниже результативности лодок группы "Воскресный удар". В период с 20 июля по 14 августа ими было потоплено и повреждено без восстановления 2 транспортных судна общим водоизмещением 14395 тонн, канадский корвет "Реджина" водоизмещением 925 тонн и 3 десантных судна общим водоизмещением 4837 тонн, а также поврежден британский войсковой транспорт "Асканиус" водоизмещением 10048 тонн. В свою очередь, потери немецкой стороны в период с 18 июля по 25 августа составили семь подводных лодок (U-672, U-212, U-214, U-333, U-671, U-984 и U-667).

В августе 1944 года, после вступления войск союзников в Бретань (Франция) и начавшегося 15 августа вторжения войск союзников в южную Францию, командованию Кригсмарине стало ясно, что базы подводных лодок в Бискайском заливе удержать не удастся. В результате этого Дёницу пришлось принимать тяжелое решение об эвакуации всех боеспособных лодок в Норвегию. На новые базы были отправлены тридцать подводных лодок VII серии, оборудованных шноркелями. Одиннадцать из них по пути к новым портам приписки получили задание патрулировать в проливе Ла-Манш. Подводными лодками U-741, U-413, U-480, U-764 и U-989 в период с 15 по 26 августа было потоплено и повреждено без восстановления 5 транспортных судов общим водоизмещением 17635 тонн, 2 боевых корабля общим водоизмещением 1775 тонн и 2 десантных судна общим водоизмещением 2236 тонн, а также нанесены повреждения американскому транспорту "Луис Коссат" водоизмещением 7176 тонн. Противолодочными силами союзников в период с 6 по 20 августа были потоплены четыре из этих одиннадцати подводных лодок (U-736, U-385, U-741 и U-413), причем две последние – в проливе Ла-Манш. Еще одна лодка, U-247, была потоплена близ мыса Лендс-Энд (Великобритания) 1 сентября 1944 года.

К концу августа, когда потери подводных лодок сравнялись с потерями судов союзников, Дёниц отдал приказ лодкам покинуть пролив Ла-Манш. В "Журнале боевых действий штаба подводных сил" 15 сентября 1944 года он сделал следующую запись: "Закончились действия лодок в проливах Ла-Манш и Па-де-Кале. Эти действия свидетельствуют о том, что, несмотря на опасения и сомнения в целесообразности привлечения подводных лодок к участию в борьбе с силами вторжения, это решение было правильным. В исключительно тяжелых условиях лодки добились хороших результатов, потребовавших, правда, тяжелых, но все же терпимых жертв. Подводные лодки наносили противнику если не решающие, то, во всяком случае, чувствительные удары по системе снабжения и подвоза, облегчая тем самым армейским частям борьбу с высадившимся десантом".

Результаты действий подводных лодок в районе вторжения союзников за период с 6 июня по 26 августа 1944 года следующие: всего в разное время здесь действовало около 30 подводных лодок, принявших участие в 45 боевых походах против десантных сил противника. Общее количество потерянных подводных лодок VII серии, так или иначе задействованных в отражении высадки союзников в Нормандии (Франция), составило 27 боевых единиц, при этом непосредственно в Ла-Манше было потеряно 16 подводных лодок: восемь в июне (U-740, U-629, U-441, U-1191, U-767, U-971, U-269 и U-988), пять в июле (U-390, U-678, U-672, U-212 и U-214) и три в августе (U-671, U-741 и U-413); еще три подводные лодки в июне и июле 1944 года были потеряны на ближних подступах к проливу (U-373, U-821 и U-333). По данным британских источников, немецкие подводные лодки потопили и повредили без восстановления 14 транспортных судов общим водоизмещением 64271 тонна, 8 боевых кораблей (британские фрегаты "Моурн", "Блэквуд" и "Гудзон", корвет "Пинк", минный тральщик "Лойалти", противолодочный траулер "Гэнилли" и канадские корветы "Реджина" и "Альберни") общим водоизмещением 7925 тонн, 7 десантных судов (американские LST-280, LST-921 и LCI-99, британские LSI "Мэйд оф Орлеанс", LSI "Принс Леопольд", LST-404 и LCT-1074) общим водоизмещением 11083 тонны. Помимо этого, повреждения получили 4 транспортных судна (в том числе британский войсковой транспорт "Асканиус") общим водоизмещением 32398 тонн и британский десантный корабль LSI "Эмпайр Халберд" водоизмещением 7177 тонн.

В конце сентября 1944 года, с уходом U-267 из Сен-Назера (Франция) в Ставангер (Норвегия), завершились боевые действия немецких подводных лодок из баз на атлантическом побережье Франции, длившиеся четыре года и два месяца. В дальнейшем базы в Сен-Назере, Лорьяне и Ла-Паллисе были превращены в крепости и их гарнизоны продержались до капитуляции Германии в мае 1945 года. В течение этого периода времени немецкие подводные лодки неоднократно осуществляли доставку материальных средств снабжения в осажденные крепости: U-722 и U-773 - в ноябре 1944 года (Сен-Назер), U-868 - в феврале 1945 года (Сен-Назер), U-878 - в марте 1945 года (Сен-Назер) и U-485 - в апреле 1945 года (Ла-Паллис). 10 февраля 1945 года в Сен-Назер на две недели для ремонта шноркеля прибыла U-275, а 23 апреля 1945 года - U-510, совершившая длительный переход с Дальнего Востока и задержавшаяся в осажденной базе до окончания войны. U-255, оставшаяся в Сен-Назере из-за неполадок двигателей и отремонтированная к весне 1945 года, в конце апреля - начале мая совершила несколько переходов из Сен-Назера в Ла-Паллис и обратно.